Новости

Рубрика: Предметы и Факты (+ translation) (от 25.12.2024)

Рубрика: Предметы и Факты (+ translation) (от 25.12.2024)
Двуглавый орел в нашей истории окружён множеством мифов и легенд, которые интересно раскрыть. Давайте погрузимся в прошлое и попробуем разобраться, как и почему этот загадочный орёл стал частью нашей культуры. Двуглавый орёл — это не просто красивая картинка. Это древний символ, который встречается в разных культурах мира. Византийская империя, например, использовала его как знак могущества и единства. Но двуглавый орел не был официальным символом Византийской империи, как считают многие. Это была эмблема династии Палеологов, правившей с 1261 по 1453 год, а не всего Византийского государства.
Двуглавый орел является символом, который можно встретить в различных культурах и мифологиях, включая шумерскую и индийскую. В ведийской (индуистской) мифологии, относящейся ко II тысячелетию до н.э., существует мифическое существо по имени Гандаберунда. Это название состоит из двух частей: "ganda", что означает "сильный", и "berunda", обозначающее "двухголовый". Согласно Вишну-пуране, бог Вишну, обладая воинским искусством, превращался в эту двуглавую птицу, когда его обычного арсенала было недостаточно для победы. Гандаберунда обладала невероятной мощью, способной поднять в каждой из своих лап и клюве таких сильных животных, как слоны и львы.Образ Гандаберунды сохранился в индийской культуре не только в виде средневековых монет, но и в архитектуре. Например, барельеф храма Рамешвара в городе Келади, возведенного в XVI веке, изображает это могущественное существо. Кроме того, Гандаберунда украшала герб королевства Майсур, демонстрируя свою силу, удерживая в лапах слонов. А что в России? Позвольте объяснить.
В 1472 году, когда Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, он принял двуглавого орла как символ своей власти. Это был хитрый ход, показать, что Россия — наследница Византии, центра православного мира. Государь Иван III очень серьезно отнесся к появлению этого герба в Российской империи. Для современников великого князя родство византийской императорской династии с домом Рюрика было актом огромной важности. Фактически Россия оспаривала права сильнейшего государства Западной Европы - Священной Римской империи на этот символ.
Во времена правления Ивана Грозного двуглавый орел окончательно утвердился в качестве герба России. Первоначально герб Русского царства включал изображение единорога и всадника на коне-змее. Этот всадник олицетворял государя и воспринимался как «князь великий на коне, с копьем в руке». В древней арийской традиции царь Руси считался воплощением Перуна, также известного как Георгий Победоносец, защитник правды на Земле. До начала царствования Михаила Романова над головами орла размещались две короны, между которыми располагался русский восьмиконечный крест — символ православной веры. В эпоху Бориса Годунова на большой государственной печати впервые появились три головы орла, символизировавшие Казанское, Астраханское и Сибирское царства. В 1625 году крест был заменен на третью корону, завершив тем самым процесс формирования герба.
В 1892 году, в период правления Александра III, детальное описание государственного герба было включено в Свод законов Российской империи. Андреевская цепь вновь заняла место на груди орла. Черные перья густо покрывали грудь, шею и широко раскинутые крылья. В когтистых лапах находились скипетр и держава. Клювы орлов были зловеще приоткрыты, а языки высунуты наружу. Ожесточенный взор сверкающих глаз был обращен на восток и запад. Образ орла выглядел величественно, внушительно и грозно. На крыльях располагались гербы. Справа: Казанский, Польский, Херсонес Таврический, объединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского княжеств. Слева: Астраханского, Сибирского, Грузинского царств, Великого княжества Финляндского.
После революции 1917 года русский геральдист В. К. Лукомский предложил сохранить на гербе России двуглавого орла, но убрать с него символы монархической власти. Однако в 1918 году двуглавый орел полностью исчез с герба. Вместо него вплоть до 1993 года официальным символом России стали золотые серп и молот, расположенные крест-накрест рукоятками книзу, окруженные венком из колосьев.
Как национальный символ русского народа и российской государственности двуглавый орел прошел через три династии российских правителей - Рюриковичей, Годуновых и Романовых, - сохраняя значение высшей государственной эмблемы. В 1993 году двуглавый орел вернулся на герб российского государства. Предложенный проект государственного герба - двуглавый орел без короны, скипетра, державы и других «царских» атрибутов - был отклонен, оставшись на монетах в качестве эмблемы Центрального банка. Двуглавый орел стал символом, рисунок которого был основан на малом гербе Российской империи, но в иной цветовой гамме, без территориальных гербов на крыльях орла и без цепи ордена Святого Андрея Первозванного. Именно этого периода наш сегодняшний значок – был передан нам в 1998 году от Н.В. Остапчука.
#Герб #Орел

The double-headed eagle in our history is surrounded by many myths and legends, which are interesting to uncover. Let's dive into the past and try to understand how and why this mysterious eagle became part of our culture. The double-headed eagle is not just a beautiful picture. It is an ancient symbol that is found in different cultures around the world. The Byzantine Empire, for example, used it as a sign of power and unity. But the double-headed eagle was not the official symbol of the Byzantine Empire, as many believe. It was the emblem of the Paleologos dynasty, which ruled from 1261 to 1453, not the entire Byzantine state.
The double-headed eagle is a symbol found in various cultures and mythologies, including Sumerian and Indian. In Vedic (Hindu) mythology, dating back to the 2nd millennium BC, there is a mythical creature named Gandaberunda. This name consists of two parts: “ganda”, which means “strong”, and “berunda”, meaning “two-headed”.According to the Vishnu Purana, the god Vishnu, possessing the art of warfare, transformed into this two-headed bird when his usual arsenal was insufficient for victory. Gandaberunda had incredible power, capable of lifting in each of its paws and beak such strong animals as elephants and lions.The image of Gandaberunda survived in Indian culture not only in the form of medieval coins, but also in architecture. For example, the bas-relief of the Rameshwar temple in the city of Keladi, erected in the XVI century, depicts this powerful creature. In addition, Gandaberunda decorated the coat of arms of the kingdom of Mysore, demonstrating its strength by holding elephants in its paws. And what about in Russia? Let me explain.
In 1472, when Ivan III married Sophia Paleologos, the niece of the last Byzantine emperor, he adopted the double-headed eagle as a symbol of his power. It was a cunning move, to show that Russia was the heir to Byzantium, the center of the Orthodox world. Sovereign Ivan III took very seriously the appearance of this coat of arms in the Russian Empire. For contemporaries of Grand Duke kinship of the Byzantium imperial dynasty with house of Rurik was an act of huge importance. Actually Russia disputed the rights of the strongest state of the Western Europe - the Sacred Roman Empire on this symbol.
During the reign of Ivan the Terrible, the double-headed eagle finally established itself as the coat of arms of Russia. Originally, the coat of arms of the Russian kingdom included an image of a unicorn and a rider on a horse-snake. This rider personified the sovereign and was perceived as “a great prince on a horse, with a spear in his hand”. In the ancient Aryan tradition the tsar of Russia was considered an incarnation of Perun, also known as George the Victorious, the defender of truth on Earth. Before the reign of Mikhail Romanov, two crowns were placed over the heads of the eagle, between which there was a Russian eight-pointed cross - a symbol of the Orthodox faith. In the era of Boris Godunov, three eagle heads symbolizing the Kazan, Astrakhan and Siberian kingdoms first appeared on a large state seal. In 1625, the cross was replaced by a third crown, thus completing the process of forming the coat of arms.
In 1892, during the reign of Alexander III, a detailed description of the state coat of arms was included in the Code of Laws of the Russian Empire. St. Andrew's chain again took its place on the chest of the eagle. Black feathers densely covered the chest, neck and widely spread wings. In the clawed paws were the scepter and orb. The beaks of the eagles were ominously open and their tongues stuck out. The fierce gaze of glittering eyes was turned to the east and west. The image of the eagle looked majestic, imposing and formidable. On the wings were coats of arms. On the right: Kazan, Polish, Chersonese Tauride, the united coat of arms of the Kiev, Vladimir and Novgorod principalities. On the left: Astrakhan, Siberian, Georgian kingdoms, Grand Duchy of Finland.
After the revolution of 1917, Russian heraldist V. K. Lukomsky proposed to keep the double-headed eagle on the coat of arms of Russia, but to remove from it the symbols of monarchical power. However, in 1918 the double-headed eagle completely disappeared from the coat of arms. Instead, until 1993, the official symbol of Russia were the golden sickle and hammer, located crosswise handles downward, surrounded by a wreath of ears.
As a national symbol of the Russian people and the Russian statehood double-headed eagle passed through three dynasties of Russian rulers - Rurikovich, Godunov and Romanov - retaining the importance of the highest state emblem. In 1993, the double-headed eagle returned to the coat of arms of the Russian state. The proposed project of the state emblem - the double-headed eagle without the crown, scepter, orb and other “royal” attributes - was rejected, remaining on coins as the emblem of the Central Bank. The double-headed eagle became a symbol, the drawing of which was based on the small coat of arms of the Russian Empire, but in a different color scheme, without territorial emblems on the wings of the eagle and without the chain of the Order of St. Andrew. It is of this period that our present badge was handed over to us in 1998 from N.V. Ostapchuk.
Научный сотрудник,
Н.С. Сологуб

Возврат к списку