Новости

Рубрика: Предметы и Факты (+ translation) (от 20.01.2025)

Рубрика: Предметы и Факты (+ translation) (от 20.01.2025)
В истории не мало случаев, когда тривиальные вещи носили глубокий культурный окрас, а иногда были и центром всего дома. Сундуки – яркий тому пример. История сундуков в России — это история о людях, их жизни и традициях. Это история о том, как простые вещи могут нести в себе глубокий смысл и служить связующим звеном между поколениями. История появления сундуков окутана тайной, и точные даты их возникновения неизвестны. Однако, существует мнение, что впервые они появились в Древнем Египте. Впоследствии, идея использования сундуков распространилась в Древнюю Грецию. Что касается Европы и Азии, то там сундуки начали использовать лишь в эпоху Раннего Средневековья, как и на Руси, где их история началась в тот же период.
Раньше в доме любой российской семьи, сундук был центром всего. Да-да, именно так! Они использовались не только для хранения одежды и постельного белья, но и для сокровищ. И не в смысле золота и драгоценностей (хотя и такое бывало), а в гораздо более глубоком значении. В сундуках хранили семейные реликвии, старинные фотографии, письма предков.
Сундуки делали настоящие мастера — краснодеревщики, кузнецы, резчики по дереву. Их украшали резьбой, металлическими вставками и, конечно, росписью. Каждый сундук был уникален. Существовало несколько известных центров, где изготавливали сундуки, и продукция каждого из них отличалась уникальными чертами. Например, вятские сундуки славились своей покатой крышкой и контрастным точечным узором на ярком фоне, который складывался в четкие геометрические формы. В то же время нижегородские «коробьи» из луба были украшены сюжетной росписью в городецком стиле. Можно сказать, что он отражал характер и достаток хозяина. Вы могли бы подумать: «А зачем столько усилий ради обычной мебели?» Но, честно говоря, для наших предков сундуки были больше, чем мебель. Это был символ статуса и семейной истории.
А знаете, что сундуки играли важную роль в свадебных традициях? Девушки собирали в них своё приданое — одежду, украшения, постельное бельё. Сам сундук часто передавался по наследству от матери к дочери. Это было не только практично, но и символично. Сундук как бы соединял поколения, передавая семейные ценности и традиции. Но была и ложка дегтя в этой бочке меда. Сундуки часто подвергались кражам. Даже запертые они не обеспечивали надежной защиты: достаточно было вытащить верхнюю петлю, чтобы достать содержимое, включая холст и праздничную одежду. Сундук, из которого пропали вещи, считался плохой приметой и не использовался в приданом.
С течением времени и развитием технологий сундуки потеряли свою актуальность, уступив место шкафам, комодам и другой мебели. В конце XIX и начале XX века сундучный промысел начал медленно исчезать, поскольку железнодорожный транспорт заменил гужевой, а влияние европейской моды на городскую мебель стало доминирующим.
Однако в послевоенном СССР произошло возрождение производства сундуков. В артельных мастерских Невьянска, а также в селах Петрокаменское и Быньги, снова начали изготавливать эти изделия. Популярность сундуков сохранялась на Урале, в Сибири, а также в регионах Средней Азии и Закавказья. В 1947 году в артели «Заря» трудилось уже 390 человек, а ассортимент включал не только сундуки, но и столы, табуреты, шкафы, диваны, детские кроватки, тумбочки и другие предметы мебели. К концу 1950-х годов производство сундуков на мебельных фабриках практически прекратилось. Но, несмотря на это, они сохранили свою культурную и историческую ценность. Сегодня многие из них можно увидеть в музеях, где они уже «сами» рассказывают историю. (Предмет был получен от Л.Д. Кашиной, сделан из дерева кустарным методом)
#Сундук #История

There are not a few instances in history when trivial things carried deep cultural meaning and were sometimes the center of the whole house. Chests are a vivid example of this. The history of chests in Russia is a story about people, their lives and traditions. It is a story of how simple things can carry deep meaning and serve as a link between generations. The history of the appearance of chests is shrouded in mystery, and their exact dates are unknown. However, it is believed that they first appeared in ancient Egypt. Subsequently, the idea of using chests spread to ancient Greece. As for Europe and Asia, they began to use chests only in the Early Middle Ages, as well as in Russia, where their history began in the same period.
Previously, in the house of any Russian family, the chest was the center of everything. Yes, yes, that's right! They were used not only for storing clothes and bedding, but also for treasures. And not in the sense of gold and jewelry (although there was such a thing too), but in a much deeper meaning. Family heirlooms, old photographs, letters of ancestors were kept in chests.
Chests were made by real masters - cabinetmakers, blacksmiths, wood carvers. They were decorated with carvings, metal inserts and, of course, painting. Each chest was unique. There were several famous centers where chests were made, and the products of each of them had unique features. For example, Vyatka chests were famous for their sloping lid and contrasting dot pattern on a bright background, which formed clear geometric shapes. At the same time, Nizhny Novgorod “boxes” made of lub were decorated with plot painting in the Gorodets style. We can say that it reflected the character and prosperity of the owner. You might think: “Why put so much effort into a simple piece of furniture?” But to be honest, for our ancestors, chests were more than furniture. They were a status symbol and a family history.
Did you know that chests played an important role in wedding traditions? Girls collected their dowry in them - clothes, jewelry, linens. The chest itself was often inherited from mother to daughter. It was not only practical, but also symbolic. The chest seemed to connect generations, passing on family values and traditions. But there was a spoonful of tar in this honey barrel. Chests were often subject to theft. Even when locked, they did not provide reliable protection: all it took was pulling out the top hinge to retrieve the contents, including canvas and holiday clothes. A chest from which things went missing was considered bad luck and was not used in dowries.
With the passage of time and the development of technology, chests lost their relevance, giving way to closets, chests of drawers and other furniture. In the late 19th and early 20th centuries, the chest craft began to slowly disappear, as railroad transportation replaced track transportation and the influence of European fashion on urban furniture became dominant.
However, in the post-war USSR there was a revival of chest production. Art workshops in Nevyansk, as well as in the villages of Petrokamenskoye and Byngi, began to make these items again. The popularity of chests continued in the Urals, Siberia, as well as in the regions of Central Asia and Transcaucasia. In 1947 in the artel “Zarya” worked already 390 people, and the range included not only chests, but also tables, stools, cabinets, sofas, cribs, bedside tables and other furniture items. By the late 1950s, the production of chests in furniture factories had virtually ceased. But despite this, they retained their cultural and historical value. Today, many of them can be seen in museums, where they “themselves” tell a story. (The item was received from L.D. Kashina, made of wood by artisanal method)
Научный сотрудник,
Н.С. Сологуб

Возврат к списку