Рубрика: Предметы и Факты (+ translation) (от 30.01.2025)
В какие бы мы времена человечества не перенеслись – мы постоянно искали способы оживить изображения. Как-будто внутреннее и бесконечное творческое начало двигало человеческий прогресс к созданию «живой картинки». И в какой-то степени нам это удавалось даже в далекие времена. В XIX веке появился волшебный фонарь — прообраз фильмоскопа. Темная комната, а на стене вдруг оживает яркий образ. Можно сказать, что для того времени это было победа человеческого воображения.
На начальном этапе развития проекционных технологий для общественных демонстраций требовались устройства с более мощными источниками света. Первоначально были выделены три типа проекторов: кадропроекторы, диапроекторы и фильмоскопы. Такое разделение появилось из-за четкой специализации каждого устройства: одни предназначались исключительно для диафильмов, другие — только для диапозитивов.
К 1925 году производство диапозитивов на стекле приобрело значительный масштаб. Например, московские предприятия ежемесячно выпускали около 60 000 таких материалов, а в других городах суммарно производилось не менее 40 000 экземпляров. Первые советские диафильмы появились в 1930 году после основания специализированной студии. Уже в 1934 году были выпущены первые детские диафильмы, созданные по произведениям С. Я. Маршака, А. Л. Барто и других известных поэтов.
В целом в СССР диапроекторы и фильмоскопы пользовались большой популярностью. Их основное различие заключалось в типе используемых носителей: фильмоскопы работали с рулонной плёнкой, тогда как диапроекторы использовали специальные слайды — диапозитивы. Особой популярностью пользовались устройства низкого класса, которые часто применялись для домашнего просмотра мультфильмов. Такие проекторы были достаточно доступны по цене. Однако модели среднего и высокого класса могли стоить от 150 до 200 рублей, что делало их приобретение затруднительным для многих.
Начиная с конца 1940-х годов, промышленность выпускала множество разнообразных фильмоскопов. Модель «Ф-49» отличалась наличием встроенного трансформатора, который позволял подключать её к электрическим сетям на 220В, а также и на 127В. С конца 1950-х годов производился её усовершенствованный преемник — «ФГК-49», обеспечивавший световой поток в 30 люмен, что вдвое превышало показатели предыдущей модели.
Простые фильмоскопы были рассчитаны на домашнее использование, и с учётом особенностей оптики и используемых ламп их рекомендовали устанавливать не далее 5 метров от экрана. В народе эту модель прозвали «танчиком». Именно такой вариант представлен вам сегодня, мы получили его от С.В. Мулюкина в 1998 году. Фильмоскопы — это часть нашей истории и культуры. Они показывают, как развивались технологии и как менялся подход к обучению, развлечениям и творчеству в целом. Сохраняя память о них, мы сохраняем связь с прошлым.
No matter what times of humanity we have been transported to, we, or our ancestors, have always been looking for ways to bring images to life. It's as if an inner and infinite creativity drove human progress to create a “living picture”. And to some extent they succeeded even in distant times. In the XIX century, there was a magic lantern - a prototype of the filmoscope. A dark room, and suddenly a bright image comes to life on the wall. We can say that for that time it was a victory of human imagination.
At the initial stage of development of projection technologies, devices with more powerful light sources were required for public demonstrations. Initially, three types of projectors were distinguished: frame projectors, diaprojectors and filmoscopes. This division appeared due to the clear specialization of each device: some were intended exclusively for diafilms, others - only for transparencies.
By 1925, the production of transparencies on glass had reached a significant scale. For example, Moscow enterprises produced about 60,000 such materials each month, and other cities produced at least 40,000 copies in total. The first Soviet diafilms appeared in 1930 after the foundation of a specialized studio. As early as 1934, the first children's diafilms based on the works of S. Y. Marshak, A. L. Barto and other famous poets were produced.
In general, in the USSR diaprojectors and movie scopes were very popular. Their main difference was in the type of media used: filmoscopes worked with roll film, while diaprojectors used special slides - transparencies. Low-end devices were particularly popular, and were often used for home viewing of cartoons. Such projectors were quite affordable. However, middle and high class models could cost from 150 to 200 rubles, which made their purchase difficult for many people.
Beginning in the late 1940s, the industry produced a variety of different filmoscopes. Model “F-49” was characterized by the presence of a built-in transformer, which allowed to connect it to electrical networks for 220V, as well as 127V. Since the late 1950s, its improved successor was produced - “FGK-49”, which provided a luminous flux of 30 lumens, which was twice as high as the previous model.
Simple filmoscopes were designed for home use, and given the peculiarities of the optics and the lamps used, they were recommended to be installed no further than 5 meters from the screen. People nicknamed this model “tank”. This is the version presented to you today, we received it from S.V. Muliukin in 1998. Filmoscopes are a part of our history and culture. They show how technology has evolved and how the approach to learning, entertainment and creativity in general has changed. By preserving the memory of them, we keep in touch with the past.
Научный сотрудник,
Н.С. Сологуб