Новости

Рубрика: Предметы и Факты (+ translation) (от 16.04.2025)

Рубрика: Предметы и Факты (+ translation) (от 16.04.2025)
Есть вещи, которые мгновенно возвращают некоторых в прошлое. Запах любимой бабушкиной шарлотки, звук виниловой пластинки, вид старой трещащей плёнки на кинопроекторе... И, конечно же, яркая, почти ослепительная вспышка старого фотоаппарата, которая на секунду слепила всю семью в самые знаменательные моменты. Сегодня мы вспомним, какой путь прошла советская фотовспышка — от громоздких и сложных устройств до простых и доступных каждому приборов, которые вошли в каждую советскую семью.
Казалось бы, что придаток к фотоаппарату будет абсолютно примитивным устройством, о котором даже и говорить не стоит, но поверьте нам, за фотовспышками кроется достаточно занимательная история практически в век. Фотовспышки — это прежде всего источник искусственного освещения, предназначенный для создания кратковременных световых вспышек большой интенсивности. Применяется/лся в фотографии при условиях недостаточной освещённости и съёмке быстродвижущихся объектов, а также в качестве рабочего освещения в фотостудиях.
Первые вспышки были не для слабонервных. В те далёкие времена фотография была дорогим удовольствием, а сама вспышка — почти героическим подвигом фотографа. Представьте себе: металлический лоток, горстка магниевого порошка и специальный воспламенитель. Нет, это не описание химического опыта, а типичная фотовспышка 1930-х. Вспышка была яркой, ослепительной и крайне опасной. Магниевый порошок вспыхивал с грохотом и дымом, и фотографы, рискуя бровями и причёсками, буквально играли с огнём. Но что поделать? Красота требовала жертв!
В послевоенные годы советская промышленность шагнула вперёд, и фотография вместе с ней. Появились первые электронные вспышки, которые стали настоящим чудом техники — компактнее, безопаснее и, самое главное, удобнее. Теперь не нужно было возиться с магнием и бояться обжечься. Электронная лампа вспыхивала быстро и безопасно, а фотографии получались чёткими и яркими. Возможно, в вашей семье сохранились фотографии того времени — немного строгие лица, ослеплённые глаза и тени, резко выделяющиеся на стенах. Вспышка стала обязательным элементом семейных праздников и важных событий. Первые электронные вспышки даже называли «пыхами» за характерный звук при срабатывании
В 70-х и 80-х советская фотовспышка переживала настоящий расцвет. В СССР выпускали модели на любой вкус и кошелёк: от скромных бытовых до профессиональных студийных. Помните знаменитые марки: «Луч», «ФЭД», «Электроника»? Эти названия звучали почти волшебно, и за ними стояли настоящие инженерные подвиги. Сегодня у нас один из известных образцов того времени – «Чайка» (прибор был получен от С.А. Канина в 2017 году, датируется 70-80-ми годами прошлого столетия). Назван аппарат в честь Валентины Терешковой (её позывной во время космического полёта - «Чайка»). С 1964 г. вспышки «Луч» стали выпускать под маркой «Чайка», так она и появилась на свет.
Первые отечественные фотовспышки, предназначенные для светской фотосъемки, производились в период с конца 1950-х по начало 1970-х годов. Несмотря на то, что выпуск осуществлялся на различных предприятиях, подведомственных разным организациям, конструктивно эти приборы были схожими.
Основным элементом вспышки являлась импульсная лампа, закрепленная в отражателе. Крепление к фотоаппарату производилось с помощью специальной соединительной планки. При этом источник питания и накопительный конденсатор размещались отдельно, соединяясь с отражателем при помощи кабеля. Для синхронизации работы вспышки и фотокамеры использовался отдельный синхрокабель. Важно отметить, что установка вспышки непосредственно в гнездо для принадлежностей (зухерпланку) или видоискатель не предусматривалась.
Наиболее известными и мощными моделями долгое время оставались вспышки серий «Луч» и «Чайка». Именно эти устройства пользовались наибольшим спросом среди профессиональных репортеров и свадебных фотографов. Хотя со временем внешний вид приборов существенно изменился — традиционный круглый отражатель уступил место прямоугольному, иногда даже сдвоенному, — базовый принцип их работы и технические характеристики оставались практически неизменными.
Фотовспышка — это не только технический прогресс. Это ещё и история, память и эмоции. Огни советских вспышек давно погасли, но фотографии, которые они помогли создать, остались с нами. Они до сих пор заставляют нас улыбаться, грустить, вспоминать и делиться историями. Иногда стоит вспыхнуть ярко, чтобы остаться в памяти надолго!
#Фото #Вспышка #История
There are some things that instantly take some people back in time. The smell of grandma's favorite charlotte, the sound of a vinyl record, the sight of an old crackling film on a movie projector.... And, of course, the bright, almost blinding flash of an old camera that blinded the whole family for a second at the most significant moments. Today we will remember the path that the Soviet photoflash went through - from bulky and complicated devices to simple and accessible to everyone devices that entered every Soviet family.
It would seem that an appendage to the camera would be an absolutely primitive device, which is not even worth talking about, but believe us, behind the flashbulbs lies quite an entertaining history of almost a century. Flashbulbs are primarily a source of artificial light, designed to create short-term light flashes of high intensity. It is used in photography for low-light conditions and filming fast-moving objects, as well as for working lighting in photo studios.
The first flashes were not for the faint of heart. In those early days, photography was an expensive pleasure, and the flash itself was almost a heroic feat of photography. Imagine a metal tray, a handful of magnesium powder and a special igniter. No, this is not a description of a chemical experiment, but a typical 1930s photographic flash. The flash was bright, blinding and extremely dangerous. Magnesium powder flared up with a rumble and smoke, and photographers, risking eyebrows and hairstyles, literally played with fire. But what could be done? Beauty demanded sacrifice!
In the post-war years, Soviet industry stepped forward, and photography with it. The first electronic flashes appeared, which became a real marvel of technology - more compact, safer and, most importantly, more convenient. Now there was no need to fiddle with magnesium and fear of getting burned. Electronic lamp flashed quickly and safely, and photos were clear and bright. Your family may still have photos from that time - the slightly stern faces, the dazzled eyes, and the shadows standing out dramatically on the walls. Flash became a must for family celebrations and important events. The first electronic flashes were even called «pykhami» (poofs) for the characteristic sound when triggered.
In the 70's and 80's, the Soviet photoflash experienced a real heyday. In the USSR produced models for every taste and purse: from modest household to professional studio. The famous brands: «Luch», «FED», «Elektronika» - these names sounded almost magical, and behind them were real engineering feats. Today we have one of the famous samples of that time – «Chaika» (the device was received from S.A. Kanin in 2017, dates back to the 70-80s of the last century). The device was named in honor of Valentina Tereshkova (her call sign during the space flight was «Chaika»). Since 1964, “Luch” flashes began to be produced under the brand name «Chaika», so it was born under the light.
The first domestic flashguns, designed for secular photography, were produced in the period from the late 1950s to the early 1970s. Despite the fact that the production was carried out at different enterprises, subordinate to different organizations, constructively these devices were similar.
The main element of the flash was a pulse lamp fixed in a reflector. Attachment to the camera was made with the help of a special connecting bar. In this case, the power supply and storage capacitor were placed separately, connected to the reflector with a cable. A separate synchro cable was used to synchronize the flash and the camera. It is important to note that the flash could not be mounted directly into the accessory socket or viewfinder.
The most famous and powerful models for a long time remained flash series «Luch» and «Seagull». It is these devices were in greatest demand among professional reporters and wedding photographers. Although over time, the appearance of devices have changed significantly - the traditional round reflector gave way to a rectangular, sometimes even twin - the basic principle of their operation and technical characteristics remained virtually unchanged.
Flash photography is not only a technical advancement. It is also history, memory and emotion. The lights of Soviet flashes have long gone out, but the photos they helped to create have stayed with us. They still make us smile, feel sad, remember and share stories. Sometimes it pays to flash brightly to stay in the memory for a long time!
Научный сотрудник,
Н.С. Сологуб






Возврат к списку