Новости

Рубрика: Ломанный грошъ (+ translation) (от 22.04.2025)

Рубрика: Ломанный грошъ (+ translation) (от 22.04.2025)

В качестве случайной мысли можно порассуждать, а какой предмет чаще всего передавался из рук в руки во времена СССР? Может, свежий выпуск «Правды»? Или обычная свежевыпеченная буханка? Нам кажется, что ответ будет немного тривиальнее, чем хотелось бы. Копейки были намного проще и ближе к сердцу каждого гражданина СССР. Но сегодня поговорим не о любой копейке, а именно о монетах 1930-х годов. Почему именно они? Потому что эти маленькие кусочки металла хранят в себе память эпох и судеб, историю сложных времён и простых человеческих надежд.

 

Первые советские монеты появились ещё в начале 1920-х годов, но к 1930-м годам дизайн и производство монет заметно поменялись. Время было сложное, страна проходила через индустриализацию, коллективизацию и первые пятилетки — события, которые отразились даже в мелких деталях, таких как оформление монет.

 

В тридцатых годах монетный двор СССР начал активно экспериментировать с материалами и дизайном. Если в 1920-х копейки могли быть даже из меди, то теперь в оборот пошёл алюминиево-бронзовый сплав. Дизайн тоже изменился. Герб СССР, колосья пшеницы, номинал и год чеканки стали чётче, проще и понятнее. Простота и ясность были в моде — это ведь была эпоха конструктивизма и рационализации во всём. В 1930 году в Советском Союзе было налажено производство монет разного достоинства. Из алюминиевой бронзы выпускались монеты низких номиналов — 1, 2, 3 и 5 копеек, а более высокие номиналы — 10, 15 и 20 копеек — чеканились из серебра. Этот год вошёл в историю как последний период, когда серебряные монеты ещё находились в массовом обращении. Уже в 1931 году серебро уступило своё место более практичному медно-никелевому сплаву.

 

Особенно интересным и знаковым для советского монетного дела стал 1932 год, отмеченный значительными изменениями и промышленным скачком. За короткий промежуток времени были введены в эксплуатацию предприятия, сыгравшие ключевую роль в дальнейшем развитии промышленности страны.

 

Монета номиналом 20 копеек 1932 года выпуска, переданная музею в 1991 году К. Каргапаловым, является ярким примером того, как монетное искусство отражало политические и идеологические изменения эпохи. Несмотря на кажущуюся незначительность внешних перемен на аверсе монеты, её оформление приобрело глубокий политический смысл. Теперь под гербом СССР вместо привычного названия государства появилась разделительная черта, окружённая известным лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Полное название страны («Союз Советских Социалистических Республик») переместилось на обратную сторону монеты, где оно изображено в виде дуговой надписи.

 

На реверсе монеты представлен выразительный и символичный образ рабочего, держащего в одной руке молот, а в другой — крупный щит с указанием номинала. Этот мотив подчёркивает готовность советского народа не только к мирному труду, но и к защите своей страны. Автором художественного оформления монеты стал известный мастер медальерного искусства Антон Фёдорович (Антоний Афоциевич) Васютинский, прославившийся ещё до революции. Монеты с изображением щита, выпускавшиеся в период с 1931 по 1934 годы, получили среди коллекционеров общее название «щитовики».

#Копейка #СССР

As a random thought, we can speculate, and what item was most often passed from hand to hand during the Soviet era? Perhaps a fresh issue of Pravda? Or the usual freshly baked loaf? It seems to us that the answer would be a little more trivial than we would like. Kopeikas were much simpler and closer to the heart of every citizen of the USSR. But today we will talk not about any kopeck, but specifically about the coins of the 1930s. Why exactly them? Because these small pieces of metal keep in themselves the memory of eras and destinies, the history of complex times and simple human hopes.

 

The first Soviet coins appeared in the early 1920s, but by the 1930s the design and production of coins had changed significantly. Times were difficult, the country was going through industrialization, collectivization and the first five-year plans - events that were reflected even in small details such as coin design.

 

In the thirties, the USSR Mint began to actively experiment with materials and design. If in the 1920s kopecks could even be made of copper, now in circulation went aluminum-bronze alloy. The design also changed. The USSR emblem, ears of wheat, denomination and year of minting became clearer, simpler and clearer. Simplicity and clarity were in vogue - it was the era of constructivism and rationalization in everything. In 1930 in the Soviet Union was established production of coins of different denominations. From aluminum bronze were produced coins of low denominations - 1, 2, 3 and 5 kopecks, and higher denominations - 10, 15 and 20 kopecks - were minted from silver. This year went down in history as the last period when silver coins were still in mass circulation. Already in 1931 silver gave way to a more practical copper-nickel alloy.

 

Especially interesting and significant for the Soviet coinage was the year 1932, marked by significant changes and industrial leap. In a short period of time, enterprises that played a key role in the further development of the country's industry were put into operation.

 

The 20 kopecks coin of 1932, given to the museum in 1991 by collector K. Kargapalov, is a vivid example of how coin art reflected the political and ideological changes of the era. Despite the seemingly insignificant external changes on the obverse of the coin, its design has acquired a deep political meaning. Now under the coat of arms of the USSR instead of the usual name of the state appeared a dividing line, surrounded by the famous slogan «Proletarians of all countries, unite». The full name of the country («Union of Soviet Socialist Republics») moved to the reverse side of the coin, where it is depicted in the form of an arc inscription.

The reverse of the coin features an expressive and symbolic image of a worker holding a hammer in one hand and a large shield with the denomination in the other. This motif emphasizes the readiness of the Soviet people not only to peaceful labor, but also to defend their country. The author of the artistic design of the coin was a famous master of medallic art Anton Fedorovich (Anthony Afotsievich) Vasyutinsky, who became famous before the revolution. Coins with the image of the shield, issued in the period from 1931 to 1934, received among collectors the common name «Shields».

Научный сотрудник,

Н.С. Сологуб

 

Возврат к списку