Рубрика: Предметы и Факты (от 18.06.2025)

В СССР любили фотографию, вот уже на протяжении не одного года мы рассказываем вам о советских фотоаппаратах и аксессуаров к ним. Сегодня мы также поговорим о незаметном, но крайне важном помощнике фотографа – советском фотоэкспонометре «Свердловск-4». На первый взгляд - просто коробочка с циферблатом и стрелкой, но для профессионала 70-80-х годов это устройство было ключом к получению качественной картинки.
Фотоэкспонометр - это прибор, который измеряет освещённость объекта и помогает фотографу выбрать правильные параметры съёмки: выдержку и диафрагму. Если коротко, он подсказывает, сколько света должна получить плёнка или фотоматрица, чтобы снимок получился не слишком темным и не пересвеченным.
История экспонометра уходит корнями в XIX век. Первые попытки измерения света для фотографии были весьма примитивны: фотографы ориентировались на интуицию и опыт, а также использовали таблицы и схемы с рекомендациями «на глаз». В начале XX века на помощь фотографам пришли первые устройства, способные реально измерять освещённость. Изначально они были механическими, тяжёлыми и сложными в обращении, но с развитием технологий становились компактнее и проще. Важным этапом в истории экспонометров стало появление фотоэлектрических элементов.
В 1930-х годах был изобретён первый в мире селеновый фотоэкспонометр, который позволил точно измерять свет, попадающий на плёнку. Человечество стремилось к качественному кадру, особенно в кинематографе. Новый принцип оказался революционным и задал вектор развития фототехники на многие десятилетия вперёд. Однако Необходимость использования громоздкой батареи делала его малопригодным для измерений вне помещения.
В СССР первый фотоэлектрический экспонометр с селеновым фотоэлементом «НКАП-149» был создан ГОИ к началу 1940-х годов. Изначально советские фотоэкспонометры представляли собой достаточно громоздкие устройства, которые использовались в профессиональных фотостудиях и киноиндустрии. Но со временем техника стремительно развивалась. В послевоенные годы начали появляться компактные и удобные модели, доступные рядовому фотографу-любителю. Первым советским фотоаппаратом со встроенным экспонометром на основе фоторезистора стал дальномерный «Сокол»
Настоящий расцвет советских фотоэкспонометров пришёлся на 60-80-е годы XX века, но с небольшими оговорками. Уже с 1970-х большинство фотоэкспонометров были уже встроены в практически все зеркальные фотоаппараты и кинокамеры. С этого времени внешние экспонометры продолжали использоваться только в профессиональной фотографии для более точных измерений по падающему или отражённому свету. В любительской практике отдельные приборы были вытеснены более удобными, встроенными в камеру.
Одним из самых успешных внешних серийных экспонометров стал «Свердловск», который производился на Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ). Завод в Свердловске (нынешний Екатеринбург) был одним из ведущих предприятий в области точных приборов и оптики. Его продукция славилась надёжностью и качеством, поэтому экспонометры «Свердловск» быстро полюбились фотографам по всей стране. Наш сегодняшний герой является моделью с номером «4» выпускался с начала 1980-х годов. Это была компактная, удобная и точная модель, которая позволяла фотографам быстро и безошибочно настраивать съёмку.
Корпус экспонометра выполнен из пластика и металла, а специальная шкала с вращающимся кольцом позволяет фотографу быстро определить нужные параметры. С помощью фоторезистора, размещённого в корпусе, прибор измерял уровень освещённости и через шкалу выдавал рекомендации по выдержке и диафрагме. Использовать экспонометр было несложно. Фотограф направлял экспонометр на объект съёмки и нажимал кнопку для измерения освещённости. После этого стрелка указывала на число, соответствующее уровню освещения. Затем нужно было совместить это число с чувствительностью используемой плёнки на вращающемся диске - и экспонометр сам подсказывал правильную выдержку и диафрагму. На обратной стороне прибора были нанесены удобные напоминания и таблицы поправок для разных условий съёмки: облачность, яркое солнце, отражённый снег и многое другое.
Сегодня такие приборы заменяются даже приложением, но фотэкспонометр достаточно удачно демонстрирует тягу человечества к «высокому». Это напоминание о временах, когда люди вкладывали в каждый кадр не только частичку своего творческого порыва, но и тонну труда, когда съёмка была процессом, наполненным ожиданием и волнением.
#ПредметДня #ИсторияФотографии #СССР #Ностальгия #музей
In the USSR, photography was very popular, and for many years now we have been telling you about Soviet cameras and accessories. Today, we will also talk about an inconspicuous but extremely important tool for photographers: the Soviet Sverdlovsk-4 light meter. At first glance, it is just a box with a dial and a pointer, but for professionals in the 1970s and 1980s, this device was the key to obtaining high-quality images.
A light meter is a device that measures the illumination of an object and helps the photographer choose the correct shooting parameters: shutter speed and aperture. In short, it tells you how much light the film or photo matrix should receive so that the picture is not too dark or overexposed.
The history of the light meter dates back to the 19th century. The first attempts to measure light for photography were quite primitive: photographers relied on intuition and experience, as well as tables and diagrams with recommendations «by eye». At the beginning of the 20th century, the first devices capable of actually measuring light intensity came to the aid of photographers. Initially, they were mechanical, heavy, and difficult to use, but with the development of technology, they became more compact and simpler. An important milestone in the history of exposure meters was the advent of photoelectric cells.
In the 1930s, the world's first selenium light meter was invented, which allowed for accurate measurement of the light hitting the film. Humanity strived for high-quality images, especially in cinema. The new principle proved revolutionary and set the direction for the development of photographic technology for many decades to come. However, the need to use a bulky battery made it unsuitable for outdoor measurements.
In the USSR, the first photoelectric exposure meter with a selenium photocell, the NKAP-149, was created by GOI in the early 1940s. Initially, Soviet photo exposure meters were rather bulky devices that were used in professional photo studios and the film industry. But over time, technology developed rapidly. In the post-war years, compact and convenient models began to appear that were accessible to ordinary amateur photographers. The first Soviet camera with a built-in photoresistor-based exposure meter was the rangefinder Sokol.
The real heyday of Soviet light meters came in the 1960s-1980s, but with a few caveats. By the 1970s, most light meters were already built into virtually all SLR cameras and movie cameras. From that time on, external exposure meters continued to be used only in professional photography for more accurate measurements of incident or reflected light. In amateur practice, individual devices were replaced by more convenient ones built into the camera.
One of the most successful external mass-produced exposure meters was the Sverdlovsk, which was manufactured at the Ural Optical and Mechanical Plant (UOMZ). The plant in Sverdlovsk (now Yekaterinburg) was one of the leading enterprises in the field of precision instruments and optics. Its products were renowned for their reliability and quality, so Sverdlovsk exposure meters quickly became popular with photographers throughout the country. Our hero today is model number 4, which was produced from the early 1980s. It was a compact, convenient, and accurate model that allowed photographers to quickly and accurately set up their shots.
The light meter's body is made of plastic and metal, and a special scale with a rotating ring allows the photographer to quickly determine the necessary parameters. Using a photoresistor located in the body, the device measured the light level and, using the scale, gave recommendations on exposure and aperture. Using the exposure meter was not difficult. The photographer pointed the exposure meter at the subject and pressed the button to measure the light intensity. After that, the pointer indicated the number corresponding to the light level. Then, the photographer had to match this number with the sensitivity of the film being used on a rotating disc, and the light meter itself would suggest the correct exposure and aperture. On the back of the device, there were handy reminders and correction tables for different shooting conditions: cloudiness, bright sun, reflected snow, and much more.
Today, such devices are even being replaced by apps, but the light meter quite successfully demonstrates humanity's striving for «the sublime» It is a reminder of a time when people put not only a piece of their creative impulse into each frame, but also a ton of work, when shooting was a process filled with anticipation and excitement.
Научный сотрудник,
Н.С. Сологуб