Рубрика: С фронта… (от 23.06.2025)

Сегодня, в рамках новой рубрики, мы также поговорим о письмах, даже целой серии. Из обрывков, найденных на острове Смольном, находящихся в фондах «МАУ Экоцентр» сохранившихся до наших дней Сидоровой Фионе Ерофеевне, можно увидеть множество интересных эпизодов в жизни солдата Великой Отечественной войны в периоде 1943-1944 гг. Во времена Великой Отечественной войны такие частички связи держались во многом за счет фронтовой почты, причем сами письма существовали в нескольких видах: треугольники, почтовые карточки, открытки и классические письма. Сегодня мы представим некоторые из них, а также поговорим об особенностях почты того времени.
Корреспонденция доставлялась всеми имеющимися видами транспорта - специальными почтовыми вагонами и кораблями, самолетами и автомобилями, мотоциклами и даже почтовыми голубями. Последних использовали для доставки секретных сообщений через линию фронта в тех местах, где самолет не смог бы пролететь незамеченным.
С первых дней войны отправления с фронта осуществлялись бесплатно, без необходимости использовать почтовые марки. Постепенно количество писем существенно возросло, и в условиях военного времени возникла острая нехватка конвертов. Солдаты быстро приспособились делать конверты собственными силами, однако вскоре появилась другая проблема — дефицит бумаги. Чтобы сохранить связь с родными и близкими, военнослужащие начали использовать любые доступные материалы. В ход пошли страницы, вырванные из буклетов и блокнотов, куски бумаги от сигаретных пачек и даже газетные поля. Так, несмотря на трудности военного времени, люди продолжали обмениваться весточками и поддерживать друг друга.
Именно тогда появились «фронтовые треугольники». Они представляли собой прямоугольный лист бумаги, загнутый сначала справа налево, а потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь. Такие письма не требовали марок и не заклеивались, так как все знали, что их будет читать цензура. На наружной стороне писали адрес и оставляли чистое место для отметок почтовых работников. Из-за дефицита бумаги отправления зачастую писались на бланках документов, обрывках плакатов, титульном листе брошюр или даже обрывках упаковок еды.
Рассматривая третье письмо Андрея Степановича Сидорова к своей матери Фионе Ерофеевне, мы видим всю многогранность и искренность таких сообщений. Оно было сложено аккуратным треугольником, на котором до сих пор хорошо читается адрес и имя отправителя. В письме Андрей не пишет о жестокости боев, о взрывах и потерях - солдаты редко делились с родными подробностями войны. Он спрашивает о здоровье матери, рассказывает о том, что получил посылку, благодарит за теплые вещи и гостинцы. Каждое слово наполнено теплом и заботой, желанием защитить свою мать от переживаний и страха.
Удивительно каким уровнем сопереживания обладал Андрей Степанович по отношению к его близким в фронтовых условиях, каждое письмо буквально пестрит желанием помочь родителям: «Мамаша за меня не беспокойтесь. Напишите, как у Вас дела, как Саша, здоровая ли. Передавайте привет родным и знакомым…». Беспокойство солдата было заметно и от части оправдано: «Мамаша пропишите, где Вы работаете и какая у Вас зарплата, когда я приеду домой, будет легче…» Дело в том, что в период Великой Отечественной войны, в тылу критически не хватало рабочих рук, в годы войны миллионы наиболее здоровых мужчин были мобилизованы и отправлены на фронт. Чтобы представить масштаб этой мобилизации, достаточно привести цифру: к концу Великой Отечественной войны численность Вооруженных Сил Советского Союза достигла 11,4 миллиона человек. Необходимость постоянно увеличивать численность технических подразделений и обеспечивать их квалифицированными кадрами привела к тому, что в армию активно призывали квалифицированных рабочих и механизаторов из сельской местности. В результате этого перед страной остро встала проблема дефицита трудовых ресурсов на предприятиях и в сельском хозяйстве.
Важнейшей задачей оборонного и народно-хозяйственного значения в этот период стало привлечение в промышленность и сельскохозяйственное производство новых, ранее не задействованных категорий населения. Основным резервом, способным восполнить нехватку рабочих рук, стали женщины, прежде всего домохозяйки, пожилые люди (пенсионеры), студенты, а также подростки, обучавшиеся в старших классах школ. Только за вторую половину 1941 года на предприятия и заводы было трудоустроено 500 тысяч женщин-домохозяек и около 360 тысяч учащихся 8-10 классов. Эти меры позволили частично компенсировать нехватку рабочей силы и сохранить необходимый уровень производства в условиях войны.
В трудные годы войны широко распространена была иллюстрированная открытка, в тоже время, был строгий запрет на пересылку открыток с наклеенными фотографиями. Почтовая открытка, представляющая из себя карточку для открытого письма, имеющую на лицевой стороне изображение, а на обратной стороне место для короткого сообщения, адреса доставки и адреса отправителя, являлась популярным почтовым сообщением. Встречаются иллюстрированные и неиллюстрированные, самодельные открытки.
Вся почта проходила тщательную проверку цензурой. Частная переписка перестала быть делом личным, досконально проверялось каждое письмо. Интерес для цензоров представляли не только находившиеся в письме данные о местах дислокации частей, именах командиров и численности потерь, но и эмоциональный настрой бойцов. Чаще всего проверяющие просто перечеркивали информацию, которая была недопустимой для передачи, на каждом письме стоит штамп «проверено военной цензурой». В некоторых письмах заштрихованы названия населённых пунктов.
Однако множество писем было также написано на письмах-карточках, ее вы можете увидеть на 5-6 изображениях. В строках этого письма проскальзывает бесконечное желание получать больше новостей от родных и близких, на почтовой карточке практически в ироничных тонах читаем: «…получил от Вас одно единственное письмо. Пишите, как в артели. Пишите чаще письма... Ваш сын Андрей Сидоров». Такие письма содержали информацию об издательстве, номер заказа, год издания, цену, название типографии. На карточках могла присутствовать политико-военная символика: ордена, ленты, вечный огонь. Типичным был рисунок: изображение бойца с автоматом, пишущего письмо домой. Письма писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык - не до того было им тогда. День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл.
Серия писем Андрея Степановича Сидорова, бережно хранящаяся в нашем музее, напоминает нам о том, что за каждой страницей истории стоят человеческие судьбы, чувства и переживания. Эти письма говорят об обычной человеческой истории, именно такие небольшие строки порой не давали отчаяться, помогали сохранить человечность и надежду там, где, казалось бы, надежды уже нет. В этих карточках, треугольниках, пожелтевших от времени, продолжает жить бессмертный дух наших героев.
#ПисьмоСФронта #ЖиваяПамять #ИсторияВещей #ПодвигНарода #ВеликаяОтечественнаяВойна #МузейныеПредметы
Today, within the scope of our new series, we will again focus on letters - indeed, an entire collection of them. Carefully preserved until the present day at the archives of the "Eco-Center", these fragments of correspondence, discovered on Smolny Island and addressed to Fiona Yerofeyevna Sidorova, reveal numerous vivid episodes from the life of a soldier during the Great Patriotic War, particularly between 1943 and 1944.
During those challenging wartime years, letters served as vital lifelines connecting the frontlines with the home front. The correspondence itself took several forms: triangular folded letters ("frontline triangles"), postcards, illustrated greeting cards, and traditional envelopes. Today, we will present some of these remarkable items and discuss the unique features of wartime postal communication.
Mail delivery during the war involved every available means of transportation: special postal train cars and ships, aircraft and automobiles, motorcycles, and even carrier pigeons. The latter were particularly useful for secretly delivering messages across enemy lines in places where planes could not safely pass unnoticed.
From the very first days of the war, letters sent from the frontline were free of charge, requiring no postage stamps. As time passed, the sheer volume of correspondence grew dramatically, creating a severe shortage of envelopes. Soldiers quickly adapted by crafting their own envelopes, but soon another challenge emerged: a shortage of paper itself. Determined to stay connected to loved ones, servicemen resorted to using any material at hand. Pages torn from booklets and notebooks, scraps from cigarette packs, even newspaper margins-all became valuable stationery. Despite the hardships of war, people persisted in exchanging letters, supporting and comforting each other through written words.
It was during this period that the iconic "frontline triangles" emerged. These were rectangular sheets of paper folded first from right to left, then from left to right, with the remaining strip tucked inside. Such letters required no stamps and were never sealed, as everyone understood that military censorship would carefully read their contents. On the outside, soldiers wrote addresses, leaving blank spaces for postal clerks' markings. Due to ongoing paper shortages, these letters were often written on repurposed documents, pieces torn from posters, book covers, or even food packaging.
Examining the third surviving letter written by Andrey Stepanovich Sidorov to his mother Fiona Yerofeyevna, we can deeply sense the sincerity and complexity embedded in these messages. This letter, folded meticulously into a triangle, still clearly displays the sender's name and address. Instead of dwelling on the harsh realities of battles, explosions, or loss-topics soldiers rarely shared with their families-Andrey asks about his mother's health, expresses gratitude for a received parcel, and warmly thanks her for the clothes and treats. Each word of his letter emanates warmth and care, reflecting his profound desire to shield his mother from worry and fear.
It is remarkable to note the compassion and empathy Andrey Stepanovich displayed toward his loved ones even amidst frontline conditions. Every letter from him is imbued with genuine concern for his parents' well-being: "Dear Mother, please don't worry about me. Write to me about how you are doing, how Sasha is-if she is well. Send my regards to relatives and friends..." His anxiety is palpable and partially justified, as illustrated by another line: "Mother, please write where you work and how much you earn, so that when I return home, things will be easier..." This concern stemmed from the severe shortage of workers in the rear during wartime. Millions of able-bodied men had been mobilized and sent to the front. To grasp the scale of mobilization, consider that by the war's end, the Soviet Armed Forces numbered 11.4 million people. The continuous need to expand technical units and supply them with qualified personnel led to the conscription of skilled workers and agricultural mechanics, exacerbating labor shortages in factories and on farms.
And this is why one of the crucial wartime tasks for both defense and the national economy was bringing previously untapped groups of the population into industry and agriculture. Women, especially housewives, elderly citizens, students, and high-school teenagers, became the primary reserve workforce. In the second half of 1941 alone, approximately half a million housewives and around 360,000 students from grades 8 to 10 took jobs at factories and enterprises. These measures partially alleviated the shortage of labor, maintaining necessary production levels throughout wartime.
Illustrated postcards also became tremendously popular during these difficult years; however, strict rules prohibited sending cards with glued-on photographs. Postcards, defined as open letters with an illustration on the front and space for brief messages and addresses on the back, came in various forms-illustrated, plain, and even handmade.
All mail underwent rigorous censorship checks. Private correspondence was no longer considered a purely personal affair; each letter was meticulously examined. Military censors paid close attention not only to explicit details concerning troop locations, commanders' identities, or casualty numbers, but also to the morale and emotional tone of the soldiers writing home. Typically, censored sections of letters were simply crossed out, and each letter bore the stamp "Checked by Military Censorship." In some letters, names of towns or villages were blacked out entirely.
Many messages were penned on postal cards, examples of which can be seen in images five and six. These brief notes reveal an intense longing for frequent news from family and friends. On one postcard, almost humorously, we read: "...I received only one single letter from you. Please write as often as they do at the cooperative. Write more frequently... Your son, Andrey Sidorov." Such postcards typically included details about the publisher, order numbers, year of printing, price, and printing house name. Military and political symbols like medals, ribbons, or eternal flames often appeared on these cards. A typical image depicted a soldier with a rifle, pausing to write home. Soldiers wrote these messages during rare quiet moments between battles, in trenches, or bomb craters. They never imagined that their personal reflections on war would someday be published; thus, they paid little attention to style or language. Their only concern was to communicate with loved ones, day after day, year after year, sending their heartfelt triangles from frontline to home front.
The letters from Andrey Stepanovich Sidorov, carefully preserved in our museum, remind us vividly that behind every page of history stand real human lives, emotions, and experiences. These letters tell simple yet profound human stories; often, these short messages became lifelines, helping people retain their humanity and hope in circumstances where hope seemed impossible. In these faded cards and yellowed paper triangles, the immortal spirit of our heroes continues to live.