Рубрика: Предметы и Факты (от 18.07.2025)

Охотничий рог считается одним из наиболее ранних узнаваемых губных язычковых инструментов — не столько по конструкции (сначала рога животных, позднее металлические версии), сколько по назначению. Охотники заметили, что с его помощью они могут подавать друг другу сигналы для более эффективной выслеживания зверя, сообщать участникам охотничьей группы, в каком направлении движется добыча, а после удачной охоты возвещать о победе в деревню.
Традиция применения рога в охоте документально зафиксирована в источниках V века н. э. и ранее. Одним из них является отрывок из «Гептатевха» (Heptateuchos) — латинской версии первых семи книг еврейской Библии, единственного уцелевшего фрагмента большого поэтического цикла, некогда включавшего все исторические книги Ветхого Завета. По изданию Фишера именно библейское сравнение служит поэтической основой для подчёркивания роли охотничьего рога.
Наш охотничий рожок выполнен из очищенной роговой ткани (костей копытного животного) и латунных элементов, соединённых способом «внахлёст» – тонкие металлические ободки слегка накрывают кость, фиксируя её на месте и одновременно выполняя роль декоративного акцента. По всей поверхности заметны многочисленные царапины, лёгкие потертости и вмятина по окружности – следы активного использования. Отсутствует мундштук, что затрудняет испытание звучания, однако форма раструба и изгиб трубки позволяют судить о том, что инструмент издавал громкий, чуть пронзительный, но не резкий звук, слышимый на расстоянии до нескольких километров.
Интересно, что рожок относится к семейству натуральных духовых инструментов – звуковую волну здесь формирует лишь сила губ музыканта и длина трубки. Без клапанов или дополнительных отверстий он воспроизводит звуки натурального гармонического ряда: основная (фундаментальная) нота и её обертоны. Мастерство охотника-акустика в прошлом заключалось в умении «перебрасывать» амбразуру губ и управлять воздушным потоком так, чтобы извлечь нужный сигнал. Именно поэтому на охоте предпочитали максимально простой инструмент без избыточной механики: чем меньше деталей – тем меньше риск поломки в лесных условиях.
К XVII веку при французских дворах сложились чёткие правила охоты: циркуляция «звуковых кодов» стала такой же обязательной, как форма сюртука или манера обращения к монарху. Французский король Генрих IV и особенно Людовик XIV активно формировали охотничьи традиции, где каждому звуку соответствовало своё действие – сбор загонов, посыл охотников вперёд, объявление финального броска и даже поминовение павшей дичи. Такие сигналы регламентировались «Школой охотничьего рожка», выпускники которой носили особые зелёные мундштуки и обучались целому «языку леса».
К концу XVIII века в Англии и Германии появились первые учебники рожковой школы. Описано порядка 20–30 базовых сигналов для движения, остановки гончих, смены направления и сбора участников. Например: «сбор» (trois petits coups) – три коротких звука подряд, «вперёд» (chasse en avant) – череда пульсирующих трелей, «ставить капкан» – протяжная нота, за которой следовал определённый ритмический рисунок. Такое единообразие делало охоту более управляемой и безопасной: люди и собаки знали, чего от них хотят, даже если не видели друг друга.
Наш рожок представляет собой гибрид природного и искусственного: кость или рог выдерживали, шлифовали, герметично закрывая поры смолой, после чего посылали на латунные «примерки». Латунные детали формовались в простейшие раструбы и ободки, фиксировавшие соединение и усиливавшие акцент звука. У более роскошных моделей металлическая часть могла быть украшена гравировкой или чеканкой, нередко покрытой тонким слоем позолоты. Использование природного рога придавало инструменту тёплое, чуть «дымное» звучание, отличное от слишком «чистых» металлических рожков.
В одной из французских книг 1517 года под названием «Польза свободного образования» можно прочитать следующие строки: «Там оказался некий человек — дворянин, как их обычно называют, — который постоянно носил за спиной висящий вниз рог, словно собирался охотиться прямо во время еды. Значение рога для этого конкретного дворянина стало очевидным, когда он высказал своё мнение о пользе образования: …я скорее предпочёл бы увидеть, как моего сына вешают, чем чтобы он стал студентом. Сыновьям знать следует правильно трубить в рог, охотиться как мастерам и изящно держать сокола.»
В XX веке, когда спортивная и любительская охота утратила массовый статус, рожки обрели новую сцену – фольклорные и концертные залы. Появилось движение «Hunting Horn Ensemble», где музыканты-энтузиасты исполняют старинные охотничьи пьесы и современные композиции, адаптированные под натуральную акустику рожка. Во многих странах сохранились федерации рожковой музыки: у них есть собственные конкурсы, фестивали и учебные программы. Так инструмент, некогда призванный регулировать поведение людей и собак в лесу, стал способом услышать отголоски прошлого в концертном интерьере.
Говоря о таком простом, казалось бы, рожке, мы погружаемся в сложный мир человеческой коммуникации – мира, где грубоватый голос сменялся тёплым рёвом натурального рога, а каждая трель означала нечто важное. Мы проходим путь от древних ритуалов до изысканного концерта «лесной музыки».
#Охота #Рожок #ИсторияПредметов #Средневековье
Научный сотрудник,
Н.С. Сологуб
Традиция применения рога в охоте документально зафиксирована в источниках V века н. э. и ранее. Одним из них является отрывок из «Гептатевха» (Heptateuchos) — латинской версии первых семи книг еврейской Библии, единственного уцелевшего фрагмента большого поэтического цикла, некогда включавшего все исторические книги Ветхого Завета. По изданию Фишера именно библейское сравнение служит поэтической основой для подчёркивания роли охотничьего рога.
Наш охотничий рожок выполнен из очищенной роговой ткани (костей копытного животного) и латунных элементов, соединённых способом «внахлёст» – тонкие металлические ободки слегка накрывают кость, фиксируя её на месте и одновременно выполняя роль декоративного акцента. По всей поверхности заметны многочисленные царапины, лёгкие потертости и вмятина по окружности – следы активного использования. Отсутствует мундштук, что затрудняет испытание звучания, однако форма раструба и изгиб трубки позволяют судить о том, что инструмент издавал громкий, чуть пронзительный, но не резкий звук, слышимый на расстоянии до нескольких километров.
Интересно, что рожок относится к семейству натуральных духовых инструментов – звуковую волну здесь формирует лишь сила губ музыканта и длина трубки. Без клапанов или дополнительных отверстий он воспроизводит звуки натурального гармонического ряда: основная (фундаментальная) нота и её обертоны. Мастерство охотника-акустика в прошлом заключалось в умении «перебрасывать» амбразуру губ и управлять воздушным потоком так, чтобы извлечь нужный сигнал. Именно поэтому на охоте предпочитали максимально простой инструмент без избыточной механики: чем меньше деталей – тем меньше риск поломки в лесных условиях.
К XVII веку при французских дворах сложились чёткие правила охоты: циркуляция «звуковых кодов» стала такой же обязательной, как форма сюртука или манера обращения к монарху. Французский король Генрих IV и особенно Людовик XIV активно формировали охотничьи традиции, где каждому звуку соответствовало своё действие – сбор загонов, посыл охотников вперёд, объявление финального броска и даже поминовение павшей дичи. Такие сигналы регламентировались «Школой охотничьего рожка», выпускники которой носили особые зелёные мундштуки и обучались целому «языку леса».
К концу XVIII века в Англии и Германии появились первые учебники рожковой школы. Описано порядка 20–30 базовых сигналов для движения, остановки гончих, смены направления и сбора участников. Например: «сбор» (trois petits coups) – три коротких звука подряд, «вперёд» (chasse en avant) – череда пульсирующих трелей, «ставить капкан» – протяжная нота, за которой следовал определённый ритмический рисунок. Такое единообразие делало охоту более управляемой и безопасной: люди и собаки знали, чего от них хотят, даже если не видели друг друга.
Наш рожок представляет собой гибрид природного и искусственного: кость или рог выдерживали, шлифовали, герметично закрывая поры смолой, после чего посылали на латунные «примерки». Латунные детали формовались в простейшие раструбы и ободки, фиксировавшие соединение и усиливавшие акцент звука. У более роскошных моделей металлическая часть могла быть украшена гравировкой или чеканкой, нередко покрытой тонким слоем позолоты. Использование природного рога придавало инструменту тёплое, чуть «дымное» звучание, отличное от слишком «чистых» металлических рожков.
В одной из французских книг 1517 года под названием «Польза свободного образования» можно прочитать следующие строки: «Там оказался некий человек — дворянин, как их обычно называют, — который постоянно носил за спиной висящий вниз рог, словно собирался охотиться прямо во время еды. Значение рога для этого конкретного дворянина стало очевидным, когда он высказал своё мнение о пользе образования: …я скорее предпочёл бы увидеть, как моего сына вешают, чем чтобы он стал студентом. Сыновьям знать следует правильно трубить в рог, охотиться как мастерам и изящно держать сокола.»
В XX веке, когда спортивная и любительская охота утратила массовый статус, рожки обрели новую сцену – фольклорные и концертные залы. Появилось движение «Hunting Horn Ensemble», где музыканты-энтузиасты исполняют старинные охотничьи пьесы и современные композиции, адаптированные под натуральную акустику рожка. Во многих странах сохранились федерации рожковой музыки: у них есть собственные конкурсы, фестивали и учебные программы. Так инструмент, некогда призванный регулировать поведение людей и собак в лесу, стал способом услышать отголоски прошлого в концертном интерьере.
Говоря о таком простом, казалось бы, рожке, мы погружаемся в сложный мир человеческой коммуникации – мира, где грубоватый голос сменялся тёплым рёвом натурального рога, а каждая трель означала нечто важное. Мы проходим путь от древних ритуалов до изысканного концерта «лесной музыки».
#Охота #Рожок #ИсторияПредметов #Средневековье
Научный сотрудник,
Н.С. Сологуб