Рубрика: Предметы и Факты (от 01.10.2025)

Человечество обожает самовыражаться, сегодня предлагаем немного поближе познакомиться с крайне интересными местами, на которых порой можно встретить искусство. Вот «Гёбекли́-Тепе́» - археологический памятник эпохи докерамического неолита, мегалитический культовый комплекс, расположенный в 8 километрах к северо-востоку от города Шанлыурфа, в Турции. Он состоит из круглых каменных сооружений на массивных столбах — это древнейшие в мире известные мегалиты и постоянные человеческие поселения. По состоянию на 2021 год раскопано менее 5% объекта.
Все это было построено до появления сельского хозяйства. Так что способность общества охотников‑собирателей создать такие огромные сооружения — в 50 раз больше и более чем на 6000 лет древнее Стоунхенджа и пирамид — с изощрённой резьбой по камню с изображениями диких животных и многого другого, да ещё на вершине плато с крутыми обрывами со всех сторон, по‑настоящему поражает воображение.
По мнению психолога архитектуры Коллина Элларда, строительство комплекса преследовало не утилитарные, а магические цели. Эллард считает, что на колоннах были вырезаны изображения тотемов, целью которых было преодоление страха смерти. Согласно другой версии, Гёбекли-Тепе был задуман как место исцеления от болезней. Также высказываются предположения, что сооружения Гёбекли-Тепе являются не храмовым комплексом, а обсерваторией.
Боробудур — буддийский храм махаяны IX века, расположенный в Центральной Яве, Индонезии. Это крупнейший в мире буддийский храм. Он находится на возвышенности между двумя вулканами‑близнецами и двумя реками. Его строили примерно 75 лет. Эта огромная ступа была заброшена в XIV веке и оставалась скрытой в лесах Явы, Индонезии, пока её вновь не обнаружили в 1814 году.
По мнению исследователей, сооружение можно рассматривать как огромную книгу для паломников. По мере совершения ритуального обхода каждого яруса паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения. Три уровня символизируют три сферы местопребываний — Камадхату (сфера страстей), Рупадхату (сфера форм) и Арупадхату (сфера без форм)
Не сохранилось письменных сведений о том, кто построил Боробудур и каково было его предназначение. Время строительства оценено путём сопоставления резных рельефов на скрытом основании храма с надписями, обычно встречавшимися в королевских грамотах VIII–IX веков. Вероятно, Боробудур был основан около 750 года н. э. Скорее всего строительство заняло 75 лет и завершилось при правлении Самаратунги в 825 году н. э. Памятник состоит из девяти ярусов‑платформ: шести квадратных и трёх круглых, увенчанных центральным куполом.
Стены и балюстрады украшены изящными барельефами, занимающими общую площадь 2 520 м². Храм украшен 2 672 рельефными панелями и 504 статуями Будды.
Где еще можно найти искусство? Ну, например - на обороте картины. Современные сканеры и инфракрасная съёмка регулярно находят «тайные этажи» в живописи. Так, в Эдинбурге специалисты обнаружили скрытый автопортрет Ван Гога, заклеенный картоном на обороте другой работы. Оказывается, иногда второй шедевр прячется совсем рядом, только с обратной стороны рамы. В английском Ратленде фермер, прогуливаясь по вспаханному участку, заметил кусочки мозаики — так открыли уникальное римское полотно с сценами из «Илиады». Во Франции несколько лет назад на стене обычной квартиры обнаружили небольшой темперный образ XIII века, приписанный Чимабуэ. Картина висела между кухней и гостиной, впитывая запахи и пар, пока один внимательный оценщик не заметил характерный мазок и золотую подкладку. Так шедевр средневековья вернулся из быта в историю.
У творчества во всех его проявлениях нет навигатора, не существует определенного «маршрута», который бы указал нам на лучшие проявления человеческой души. Искусство умеет прятаться, иногда в стенах и под половицами, иногда на барахолках и в коробках, а иногда даже в полях и даже на поверхности лесного гриба. Повод вспомнить об этом нам даёт предмет из наших фондов — картина «Русское поле», написанная на трутовике. Да-да, не на холсте и не на дереве, а на том самом древесном грибе, который растёт на берёзах и осинах.
Посмотрите, как природа и художник договорились о совместной работе: волнистый край гриба играет роль естественной рамы, тёмная фактура нижней части будто превращается в землю, а светлая, гладкая плоскость в летнее небо, прогретую дорогу и колышущиеся колосья. Непривычная основа неожиданно усиливает ощущение «живого» пейзажа: материал не просто несёт изображение, он его продолжает. В народном искусстве трутовик ценили именно за это. Высушенный и обработанный, он превращается в плотную поверхность, на которой охотно ложатся гуашь или акрил. Получается маленькая скульптура-картина, художественная вещица на границе жанров.
Что объединяет столь разные истории? Внимательность к материалу и объектам нашей бытовой жизни, к тому, как они старятся, как выглядят в месте, куда на первый взгляд не смотришь. Немного о самом материале из статьи «Гриб художников» от Т. Натальиной (Источник: https://elementy.ru/kartinka_dnya/1806/Grib_khudozhnikov).
Трутовики — это древесные грибы с твёрдой шляпкой. Удобство использования для творческих личностей заключается в широкой распространенности гриба — в умеренном поясе Северного полушария он встречается очень часто. Кроме того, многолетние плодовые тела этого гриба способны достигать солидных габаритов (до 40 см в ширину), они уплощенные и с гладкой светлой нижней стороной, прямо-таки предназначенной для художественного творчества. В этом жанре много душевной, «дачной» поэзии: материальность леса встречается с памятью о лете и дороге. Из внутренней части трутовых грибов на протяжении веков изготавливали трут. Сначала мякоть нарезали пластинами толщиной 1,5–2 сантиметра и варили в воде с золой. Позднее стали использовать щёлочь — калиевую селитру или едкий натр: в растворе гриб вымачивали или проваривали. Затем заготовку отбивали до плоского «блина», тщательно подсушивали и разрабатывали до мягкости ткани, превращая её в удивительно легковоспламеняющийся материал.