Новости

Рубрика: Предметы и Факты (от 01.10.2025)

Рубрика: Предметы и Факты (от 01.10.2025)

Человечество обожает самовыражаться, сегодня предлагаем немного поближе познакомиться с крайне интересными местами, на которых порой можно встретить искусство. Вот «Гёбекли́-Тепе́» - археологический памятник эпохи докерамического неолита, мегалитический культовый комплекс, расположенный в 8 километрах к северо-востоку от города Шанлыурфа, в Турции. Он состоит из круглых каменных сооружений на массивных столбах — это древнейшие в мире известные мегалиты и постоянные человеческие поселения. По состоянию на 2021 год раскопано менее 5% объекта.Изображение выглядит как строительство, на открытом воздухе, руины, История древнего мира Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Все это было построено до появления сельского хозяйства. Так что способность общества охотников‑собирателей создать такие огромные сооружения — в 50 раз больше и более чем на 6000 лет древнее Стоунхенджа и пирамид — с изощрённой резьбой по камню с изображениями диких животных и многого другого, да ещё на вершине плато с крутыми обрывами со всех сторон, по‑настоящему поражает воображение.

По мнению психолога архитектуры Коллина Элларда, строительство комплекса преследовало не утилитарные, а магические цели. Эллард считает, что на колоннах были вырезаны изображения тотемов, целью которых было преодоление страха смерти. Согласно другой версии, Гёбекли-Тепе был задуман как место исцеления от болезней. Также высказываются предположения, что сооружения Гёбекли-Тепе являются не храмовым комплексом, а обсерваторией.

Боробудур — буддийский храм махаяны IX века, расположенный в Центральной Яве, Индонезии. Это крупнейший в мире буддийский храм. Он находится на возвышенности между двумя вулканами‑близнецами и двумя реками. Его строили примерно 75 лет. Эта огромная ступа была заброшена в XIV веке и оставалась скрытой в лесах Явы, Индонезии, пока её вновь не обнаружили в 1814 году.

По мнению исследователей, сооружение можно рассматривать как огромную книгу для паломников. По мере совершения ритуального обхода каждого яруса паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения. Три уровня символизируют три сферы местопребываний — Камадхату (сфера страстей), Рупадхату (сфера форм) и Арупадхату (сфера без форм)

Не сохранилось письменных сведений о том, кто построил Боробудур и каково было его предназначение. Время строительства оценено путём сопоставления резных рельефов на скрытом основании храма с надписями, обычно встречавшимися в королевских грамотах VIII–IX веков. Вероятно, Боробудур был основан около 750 года н. э. Скорее всего строительство заняло 75 лет и завершилось при правлении Самаратунги в 825 году н. э. Памятник состоит из девяти ярусов‑платформ: шести квадратных и трёх круглых, увенчанных центральным куполом.

Изображение выглядит как Резьба по камню, резьба, статуя, рельефное изображение Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Стены и балюстрады украшены изящными барельефами, занимающими общую площадь 2 520 м². Храм украшен 2 672 рельефными панелями и 504 статуями Будды.

Где еще можно найти искусство? Ну, например - на обороте картины. Современные сканеры и инфракрасная съёмка регулярно находят «тайные этажи» в живописи. Так, в Эдинбурге специалисты обнаружили скрытый автопортрет Ван Гога, заклеенный картоном на обороте другой работы. Оказывается, иногда второй шедевр прячется совсем рядом, только с обратной стороны рамы. В английском Ратленде фермер, прогуливаясь по вспаханному участку, заметил кусочки мозаики — так открыли уникальное римское полотно с сценами из «Илиады». Во Франции несколько лет назад на стене обычной квартиры обнаружили небольшой темперный образ XIII века, приписанный Чимабуэ. Картина висела между кухней и гостиной, впитывая запахи и пар, пока один внимательный оценщик не заметил характерный мазок и золотую подкладку. Так шедевр средневековья вернулся из быта в историю.

У творчества во всех его проявлениях нет навигатора, не существует определенного «маршрута», который бы указал нам на лучшие проявления человеческой души. Искусство умеет прятаться, иногда в стенах и под половицами, иногда на барахолках и в коробках, а иногда даже в полях и даже на поверхности лесного гриба. Повод вспомнить об этом нам даёт предмет из наших фондов — картина «Русское поле», написанная на трутовике. Да-да, не на холсте и не на дереве, а на том самом древесном грибе, который растёт на берёзах и осинах.

Посмотрите, как природа и художник договорились о совместной работе: волнистый край гриба играет роль естественной рамы, тёмная фактура нижней части будто превращается в землю, а светлая, гладкая плоскость в летнее небо, прогретую дорогу и колышущиеся колосья. Непривычная основа неожиданно усиливает ощущение «живого» пейзажа: материал не просто несёт изображение, он его продолжает. В народном искусстве трутовик ценили именно за это. Высушенный и обработанный, он превращается в плотную поверхность, на которой охотно ложатся гуашь или акрил. Получается маленькая скульптура-картина, художественная вещица на границе жанров.

Что объединяет столь разные истории? Внимательность к материалу и объектам нашей бытовой жизни, к тому, как они старятся, как выглядят в месте, куда на первый взгляд не смотришь. Немного о самом материале из статьи «Гриб художников» от Т. Натальиной (Источник: https://elementy.ru/kartinka_dnya/1806/Grib_khudozhnikov).

Трутовики — это древесные грибы с твёрдой шляпкой. Удобство использования для творческих личностей заключается в широкой распространенности гриба — в умеренном поясе Северного полушария он встречается очень часто. Кроме того, многолетние плодовые тела этого гриба способны достигать солидных габаритов (до 40 см в ширину), они уплощенные и с гладкой светлой нижней стороной, прямо-таки предназначенной для художественного творчества. В этом жанре много душевной, «дачной» поэзии: материальность леса встречается с памятью о лете и дороге. Из внутренней части трутовых грибов на протяжении веков изготавливали трут. Сначала мякоть нарезали пластинами толщиной 1,5–2 сантиметра и варили в воде с золой. Позднее стали использовать щёлочь — калиевую селитру или едкий натр: в растворе гриб вымачивали или проваривали. Затем заготовку отбивали до плоского «блина», тщательно подсушивали и разрабатывали до мягкости ткани, превращая её в удивительно легковоспламеняющийся материал.

#музей #народноеискусство #Русскоеполе #неожиданныенаходки

Возврат к списку