Новости

Рубрика: Ломанный грошъ (translation) (от 18.11.2025)

Рубрика: Ломанный грошъ (translation) (от 18.11.2025)
Перед вами предмет из нашего фонда нумизматики: юбилейная монета 15 копеек. Год чеканки 1967. В музей монета поступила в дар в январе 1992 года и успела побывать на выставке «700 летие российского рубля».
На аверсе, в центре располагается герб страны, а на фоне земного шара - серп и молот. Снизу шар освещают лучи солнца. С двух сторон колосья, перевитые лентами. Перевязей пятнадцать. Это число союзных республик на момент выпуска. Внизу крупный номинал: 15 копеек. Реверс же представляет юбилейный сюжет. Даты 1917 и 1967 и динамичные фигуры Рабочего и Колхозницы. Это знаменитая скульптура Веры Мухиной, ставшая одним из символов эпохи. Композиция читается в качестве символики (движение вперед), так и как союз труда и земли.
У нашей монеты есть крайне интересная связь с уже забытым российским номиналом – алтыном. Алтын - денежная единица Московского государства. По одной из версий, слово восходит к тюркскому «алтын» («золото»), по другой к «алты» («шесть»). В счёте же алтын равнялся шести деньгам, то есть трём копейкам. Отсюда и «алтынник», который является трехкопеечной монетой. Таким образом, пять алтынников - 15 копеек.
Первые массовые выпуски алтына начались при Петре I. Эта монета появилась в 1704 году — тогда же, когда начали чеканить медные копейки и серебряные рубли. На более поздних экземплярах можно заметить три точки: они подсказывали неграмотным, что монета равна трём копейкам. Учтя неудачный опыт обращения медных денег, Пётр I вводил их очень осторожно, поэтому в его время алтын оставался небольшой серебряной монетой. В разных годах можно встретить два написания: «алтын» и «алтынник». Сначала для чеканки использовали серебро высокой пробы, но позже, из-за нехватки металла, её снизили до 396-й. Несмотря на изменения, денежный счёт в алтынах сохранялся, и сумма в 15 копеек закрепилась под названием «пятиалтынный» или «пятиалтынник».
А вот уже практический и массовый чекан 15 копеек начался при Екатерине II, взяв за основу прототипы Елизаветы Петровны, в 1764 году было выпущено около 700 тысяч экземпляров 15 копеечных монет. Единственное изменение в дизайне – портрет Елизаветы сменился портретом Екатерины II. Полноценный возврат к этому номиналу произошел уже около 100 лет спустя при Александре II.
Большевики тоже не захотели (как вы можете видеть) традицию выпуска данных монет. В конце 1921 года начинает восстанавливаться и монетное производство. Вернулись в производство биллонные номиналы 10, 15 и 20 копеек, а также монеты из высокопробного серебра: 50 копеек и рубль. Параметры первых советских выпусков повторяли дореволюционные стандарты размера, массы и состава.
История 15 копеек особенно показательная. Сначала это были так называемые «щитовики»: цифры номинала в щите, который держит рабочий, металл — мельхиор, медно-никелевый сплав. Позднее номинал дошел до масштабной юбилейной программы, и как раз такой выпуск мы сегодня показываем. В советской нумизматике копеечные номиналы в памятной чеканке встречаются всего один раз, именно в этом проекте. Художники предложили несколько вариантов оформления, один из них зафиксирован на пробной монете номиналом 15 копеек. После испытаний рисунок упростили, понимая, что тираж будет огромным, до 50 миллионов экземпляров. Для серийной 15-копеечной монеты фон почти не заполняли. На лицевой стороне оставили герб страны и обозначение номинала, на оборотной стороне поместили скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Были и минусы у таких монет. Из-за увеличенной толщины такие монеты нередко застревали в монетоприемниках, поэтому на автоматах появлялись строгие предупреждения о юбилейных монетках.
#Монеты #СССР #Копейка #ЛоманныйГрошъ
Here is an item from our numismatic collection: a commemorative 15 kopeck coin. It was minted in 1967. The coin was donated to the museum in January 1992 and was featured in the exhibition “700th Anniversary of the Russian Ruble.”
On the obverse, the country's coat of arms is located in the center, and the hammer and sickle are depicted against the backdrop of the globe. The globe is illuminated by rays of sunlight at the bottom. On both sides are ears of wheat entwined with ribbons. There are fifteen ribbons, representing the number of union republics at the time of issue. At the bottom is the large denomination: 15 kopecks. The reverse depicts the anniversary theme. The dates 1917 and 1967 and the dynamic figures of the Worker and the Kolkhoz Woman. This is the famous sculpture by Vera Mukhina, which became one of the symbols of the era. The composition can be interpreted as symbolism (moving forward) and as a union of labor and land.
Our coin has an extremely interesting connection with a long-forgotten Russian denomination – the altyn. The altyn was the currency of the Muscovite state. According to one version, the word comes from the Turkic “altyn” (“gold”), according to another, from ‘alty’ (“six”). In terms of value, the altyn was equal to six denars, or three kopecks. Hence the term “altynnik,” which is a three-kopeck coin. Thus, five altynniks equal 15 kopecks.
The first mass production of the altyn began under Peter I. This coin appeared in 1704, at the same time as copper kopecks and silver rubles began to be minted. On later examples, three dots can be seen: they indicated to the illiterate that the coin was equal to three kopecks. Taking into account the unsuccessful experience of circulating copper coins, Peter I introduced them very cautiously, so during his reign, the altyn remained a small silver coin. In different years, two spellings can be found: “altyn” and “altynnik.” At first, high-grade silver was used for minting, but later, due to a shortage of metal, it was reduced to 396. Despite the changes, the monetary account in altyns remained, and the amount of 15 kopecks became known as “five altyn” or “five altynnik.”
However, the practical and mass minting of 15 kopecks began under Catherine II, based on the prototypes of Elizabeth Petrovna. In 1764, about 700,000 copies of 15 kopeck coins were issued. The only change in the design was that the portrait of Elizabeth was replaced by that of Catherine II. A full return to this denomination occurred about 100 years later under Alexander II.
The Bolsheviks also did not want (as you can see) to continue the tradition of issuing these coins. At the end of 1921, coin production began to recover. Billon denominations of 10, 15, and 20 kopecks returned to production, as well as coins made of high-grade silver: 50 kopecks and one ruble. The parameters of the first Soviet issues repeated the pre-revolutionary standards of size, weight, and composition.
The history of the 15 kopecks coin is particularly illustrative. At first, these were the so-called “shield coins”: the denomination was depicted on a shield held by a worker, and the metal was melchior, a copper-nickel alloy. Later, the denomination became part of a large-scale anniversary program, and it is precisely this issue that we are showing today. In Soviet numismatics, kopeck denominations in commemorative minting occur only once, namely in this project. The artists proposed several design options, one of which was recorded on a trial coin with a denomination of 15 kopecks. After testing, the design was simplified, realizing that the circulation would be huge, up to 50 million copies. For the serial 15-kopeck coin, the background was almost empty. The obverse side featured the country's coat of arms and the denomination, while the reverse side featured Vera Mukhina's sculpture “Worker and Kolkhoz Woman”. There were also disadvantages to such coins. Due to their increased thickness, these coins often got stuck in coin acceptors, so strict warnings about commemorative coins appeared on vending machines.
Научный сотрудник,
Н.С. Сологуб

Возврат к списку