Айваседа Павел Янчевич

Айваседа Павел Янчевич
МАУ «Экоцентр» давно и с большой радостью сотрудничает с почетным гражданином Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, потомственным оленеводом, рыбаком и охотником Павлом Янчевичем Айваседа. Он – истинный хранитель народных традиций. Павел Янчевич – знаток ненецкой и хантыйской культуры, владеет родными ненецким, хантыйским и русским языками, обладает ценной информацией о жизни своего поколения – людей двадцатого века. Он помнит много сказок и легенд, секреты промысловой культуры, передаваемые из поколения в поколение. Павел Янчевич до тонкостей знает технологии изготовления средств передвижения, традиционных инструментов и инвентаря, охотничьих ловушек и рыболовных снастей. Он лично знаком со многими владельцами и изготовителями вещей, переданных в музейный фонд МАУ «Экоцентр».
Родился Павел Янчевич в краю болот, в сезон созревания морошки – 20 июля 1941 г. Его отец Тянча сын Ыйа (ненец) в день рождения близнецов (второй ребенок не выжил) наловил много щуки. По пути к чуму он смастерил куженьку и набрал ягод для супруги, Марфы Матвеевны (она родом из группы аганских хантов). Морошка была настоящим подарком! К обеду приготовили полный котёл вкуснейшей ухи, которую отведали все, кто в тот день побывал у них. Выжившего новорожденного мальчика назвали Павлом, так как по ненецким поверьям младенец, названный этим именем, не привлекает к себе внимания окружающих, любит соблюдать правила и обладает такими качествами как честность, добросовестность, дружелюбие; со временем он станет легко завязывать знакомства, будет отличаться отвагой, остроумием, добротой и отзывчивостью.
Кто знал в то время, что Павел Янчевич станет именно таким человеком и будет известен не только в своих угодьях, но и во всем Ханты-Мансийском автономном округе. Более того, у него будут друзья по всей России и даже за рубежом. Пока он жил в лесу, учился у старших премудростям оленевода и промысловика, подростком осваивал хитрости заготовки леса и строительства, говорил и общался только на ненецком языке. Мама, хоть и ханты по национальности, в совершенстве владела ненецким языком.
В годы войны она была депутатом сельского совета и свободно вела общие собрания и национальные сходы, на которых могла вести двуязычные замысловатые диалоги и с хантами, и с ненцами.
В те годы большинство лесных ненцев и хантов были неграмотными, и русский язык понимали с трудом.
Павел в совершенстве овладел хантыйским через общение и игры с детьми в школе-интернате, а русским языком – благодаря своим учителям, многих из которых он помнит и сегодня. Отзывается о них с теплотой в сердце. «Один из первых
моих учителей был Василий Васильевич Бахилов. Как-то в школу иду, и он тут. Ну, что, Павел, за двойками или за пятерками? Я отвечаю: за двойками. Ну ладно, пусть будет двойка, это тоже государственная оценка, но двор держи таким же, какой у меня. И мама тоже говорила, чтобы двор всегда чистым был». С тех пор Павел Янчевич подметает по нескольку раз в день. Зимой весь снег со двора вывозит «в задворки». Всегда поддерживает идеальный порядок.
Он часто вспоминает школьные годы, с которых начинались его «путешествия». По его воспоминаниям можно проследить, как в сложные послевоенные годы дети, отрываясь от родного дома, осваивали науки и перенимали опыт у своих наставников. Единственный в округе интернат с 10-летним обучением находился за 650 км от родных краёв Павла – в городе Сургуте. Детей туда возили на открытых баржах. В мае и в августе в Сибири преобладает дождливая погода, а 10-11-летние дети ездили без сопровождения. По течению баржа шла 7 дней, против течения 10 дней. Припасов до места не хватало, выручало гостеприимство местного народа.
В интернате П.Я. Айваседа освоил не только школьную программу, но и научился играть на гармошке и баяне. Играет он на музыкальных инструментах и поёт с юных лет. С песней по жизни так и идет. Он сам настраивает и ремонтирует музыкальные инструменты.
Воспоминания человека, родившегося в нелегкие военные годы и выросшего в природном окружении, имеют большое значение в краеведческих исследованиях.
Всесторонне эрудированному, интересному собеседнику, Павлу Янчевичу есть что вспомнить: во время службы в армии он объездил всю страну от Чукотки, Командорских островов до Черного и Балтийского морей.
Он обладает поистине феноменальной памятью, понимает ценность культурных традиций разных народов. В молодости он был знатным охотником и рыболовом. До сих пор предпочитает пассивные способы лова. Мастерит ловушки по старинным технологиям с учетом качественных показателей древесины.
Павел Янчевич устанавливает слопцы (ловушки давящего типа) на боровую птицу и пользуется запорным методом лова рыбы. Мастера можно охарактеризовать одним выражением – он достойный сын болотного края, прекрасно знающий природную среду и отлично ориентирующийся как в лесу, так и в болотной местности. Он в совершенстве понимает повадки многих зверей и птиц, особенности их поведения и гнездования. Он хорошо знаком с анатомией и физиологией добываемой дичи.
Применяя на охоте знания наиболее поражаемых мест организма животных, он добывает пушнину без нарушения её целостности. Меха, добытые Павлом Янчевичем, используются в работах его супруги Елизаветы Даниловны Васильковой. Шкурки пушных зверей расходуются ими на пошив одежды и обуви, мясо и субпродукты идут в пищу людям или собакам. Косточки, жилки животных, крылья и хвосты птиц и т. п. для изготовления различных игрушек, головоломок и сувениров. Зная ненецкий и хантыйский язык, Павел Янчевич является носителем двух культур коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Павел Янчевич Айваседа умеет правильно выстроить разговор, он всегда говорит красиво, образно. К любой теме подходит с остроумием.
В частности, о дружбе с нефтяниками говорит так: «Когда возникает вопрос, ставить буровую на угодьях или нет, я всегда «за». Ведь эта буровая кормит много тысяч человек, и нас кормит в том числе». Любознательный, общительный человек,
он притягивает к себе людей разного возраста и конфессий.
С особым вниманием общаются с мудрым ненцем дети, улавливая каждое его слово и движение, ведь мало кто может затеять почти забытые национальные игры, устроить своеобразный экзамен с замысловатыми хантыйскими и ненецкими загадками, разными национальными головоломками, одаривая победителей традиционными национальными игрушками и сувенирами.
В настоящее время Павел Янчевич является самым старшим представителем рода Щуки. Этот род в п. Варьёган считается пришлым с реки Ляма, и представители этого рода имели ранее фамилии Вэлла, Пяк, Тёт, Логане.
Он знаток традиционных технологий изготовления различных средств передвижения, ловушек, снастей. Мастер на все руки. С юных лет уловил он от отца секреты определения деловых качеств древесины, которые применяет по настоящее время. В строительстве различных деревянных строений ему помогает опыт, полученный от предков.
С момента создания «Музей-стойбище рода Казамкиных», П.Я. Айваседа является бессменным информантом и консультантом по вопросам сохранения и реконструкции деревянных строений. Он – активный участник многих мероприятий этнического характера, организуемых в «Музее-стойбище рода Казамкиных». Например, «Ночь сказок» – одно из популярнейших фольклорных мероприятий с погружением участников в этническую культуру обских угров и ненцев.
Гости музея имеют возможность познакомиться с фольклором восточных хантов, с культурой и бытом коренных малочисленных народов Западной Сибири, принять участие в национальных играх и состязаниях, и в целом получить приятные впечатления на многие годы.
Павел Янчевич гордится своим родом Щуки, который «дал обществу» национальных поэтов, писателей, руководителей. Они вели людей за собой и, по образному выражению нашего информатора, «играли роль первой скрипки в оркестре
необразованного поселка».
В 2021 году Павел Янчевич Айваседа стал лауреатом премии имени Ювана Николаевича Шесталова. 20 июня этого года он отметил свой 80-летний юбилей.