Казамкина Полина Васильевна

Казамкина Полина Васильевна
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре немало мастеров, работающих в разных направлениях народных промыслов и ремесел, многие из них уникальны. Одной из ярких и талантливых мастериц, сотрудничающих с мегионским Экоцентром, является Полина Васильевна Казамкина.
Она сама – народный умелец и одновременно наставник многих других начинающих мастеров по деревообработке, плетению корневатиков, выделке шкур, бисероплетению, по пошиву одежды, обуви и других технологий. Полина Васильевна не только сама добывает, обрабатывает и создает нарядные изделия, но и передает свой опыт всем, кто проявляет интерес к ее ремеслам. Как опытный наставник, она обучает своих учеников, начиная со знакомства с историей объекта, со способами применения этого предмета в быту и промыслах; затем она раскрывает все этапы работы над изготовлением и дополнительно рассказывает о подготовке необходимых инструментов. Полина Васильевна – стройная, небольшого роста, светлая, добрая и приветливая женщина «серебряного возраста», как сейчас принято говорить. Встречает своих гостей всегда с теплой улыбкой. Ей подходит характеристика – «белая бабушка», возможно потому, что родилась она на стойбище в белоснежном святом бору на местности Лулнэ Рап – «Лягушкин яр», расположенной между Старым Аганом и Варьёганом, недалеко от посёлка Чистоборск, в родовых угодьях рода Бобра - Махи-сир на Деревянной речке 20 декабря 1940 года.
Сам Яр тоже не велик, высота его около трех метров, а длина чуть более тридцати метров. Красота бора, расположенного на правом берегу р. Аган ниже Юккэнг Явэн (Деревянная речка) остается в памяти практически всех людей, побывавших там. С самого детства Полина Васильевна впитывала традиции и обычаи своего народа. Как все дети, живущие в традиционной среде, с раннего возраста она принимала участие во всех проводимых традиционных обрядах, посвященных разным божествам: хранительнице реки Аган – Оxэн Ими – Аганской Богине, Мэx Анки – Матери-Земле и Най Анки – Матери-Огня, локальным духам Йэнк yрт ики – Водному духу, Йоxэм yрт ики – Духу леса. Любила она слушать исполнителей устного фольклора, с большим любопытством наблюдала за исполнителями сценок, розыгрышей и плясок на «Медвежьих игрищах» и других традиционных праздниках, впитывала уважительное отношение к традициям и культуре своего народа – аганских ханты, училась бережному отношению к живой природе.
Во времена ее детства на родовых угодьях Махи-сир проживало много семей, народа было много. Кто-то жил в чумах, но у многих были избы. В долгие зимние вечера дети собирались к старшим представителям рода, слушали сказки, легенды. Играли и разгадывали развивающие мышление головоломки. Также перенимали опыт по рукоделию и другим традиционным занятиям. Много жизненных тайн открыл Полине Васильевне её отец, Василий Ефремович Айпин. Живая, активная девочка Полина ходила с отцом ловить рыбу, проверять охотничьи ловушки. Помогая отцу, она рано научилась заготавливать для ремонта снастей корни кедра и черемуховые прутья. Опыт по деревообработке оттачивала самостоятельно, изготавливая различные игрушки из щепы, бересты и древесины. Училась многому и у соседей, наблюдала как женщины выделывают шкуры, рыбью кожу, как и чем их окрашивают. Запоминала и впитывала все тонкости, учила названия и значения орнаментов. Рукодельничать Полина Васильевна начала тоже рано. Мама, Наталья Васи - льевна Айпина (дев. Покачева), была умелая хозяйка, научила дочь кроить, шить меховую и суконную одежду, различную обувь, мастерить различные берестяные изделия, утварь, плести корневатики. Дала она также и навыки обработки кости. Наталья Васильевна изготавливала легкие и удобные костяные игольники. Иголки в них не ржавеют, хранятся многие годы. В те времена важно было сохранять иголки в хорошем состоянии, бронзовые и стальные иголки ценились высоко. Всё, чему Полина научилась в юные годы, помогало ей, когда она в 18 лет покинула родное стойбище.
В п. Аган она приехала уже умелой мастерицей, владеющей навыками по деревообработке, пошиву и декорированию одежды, меховой и ровдужной обуви, изготавливаемой по старинным традиционным технологиям. Очень хорошо знала она секреты выделки шкур. В совершенстве владея родным языком, Полина Васильевна при этом свободно общалась на русском языке. Позже родители отдали её замуж за Казамкина Галактиона Никитовича, и она переехала жить на стойбище мужа на небольшой приток – р. Ампута. Красивые места с множеством озер и клюквенных болот по душе пришлись ей. Вместе с Галактионом Никитовичем они вырастили двоих дочерей и двоих сыновей. Научили их любить и ценить родной край, бережно относиться к природ - ной среде. Младшая дочь, Вера Галактионовна, проживает вместе с Полиной Васильевной на территории традиционного природопользования на р. Ампута, куда несколько лет назад переселилась Полина Васильевна Казамкина.
Удобнее жить на берегу реки, да и бетонная дорога ближе, что немаловажно для пожилого человека. Ханты называют реку Ампута – Кавахын, или Кавэнг Ахын, то есть, Аган, но болотистый, клюквенный. Название соответствует действительности. Богатые там места, и богаты они не только клюквой. В озерах и реке достаточно рыбы, боры-беломошники позволяют разводить оленей, кругом заросли брусники и других ягод. Между домашними хлопотами по хозяйству и рукоделием, Полина Васильев - на самостоятельно собирает и обрабатывает дикоросы. До сих пор сама ловит рыбу и разделывает ее. В свои годы она ловко управляет верткой неустойчивой лодкой-долбленкой – обласом. Большую часть года Полина Васильевна Казамкина проводит на своем стойбище. Всегда чем-то занята: то заготавливает бересту, корни кедра и изготавливает из них различную посуду, утварь и короба. При этом работает в основном двумя инструментами: топором (хант. Ӆайәм) и ножом (хант. Кӓҷ ә ҳ, Кӧҷ ә ҳ).
В процессе обработки пользуется накидкой, изготовленной из куска кожи или плотной ткани (хант. Ӆоопес). В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, многие знают ее как самую умелую мастерицу по изготовлению корневатиков. Консультируются и берут у нее уроки по технологиям изготовления утвари как начинающие, так и опытные мастера. Полину Васильевну знают не только в п. Варьеган, где она проживает, но и в других населенных пунктах Нижневартовского района.
Она активный участник многих конференций, семинаров, конкурсов, ярмарок и мастер-классов. На всех выставках, выполненные ее руками берестяные набирки, куженьки, короба из корней кедра, женские сумочки, традиционная одежда, обувь и различные сувениры узнаваемы по качеству, тонкости выполнения и соблюдению лучших традиций аганских ханты. Каждое изделие она изготавливает с любовью, теплотой, вкладывая в них самые добрые и светлые чувства. Полина Васильевна пользуется большим уважением среди своих родных, знакомых. Она оставляет самые хорошие и светлые чувства у людей, которые встречаются с ней в первый раз. Многие периодически возвращаются на ее родовые угодья и посещают ее домик, чтобы встретиться с ней, получить мастер-классы и полезные мудрые советы. Ее нежный голос, приветливую улыбку и добрый взгляд ценят как люди, так и животные: олени, собаки, любимый кот хорошо знают щедрость, теплоту и великодушие своей хозяйки. Применительно к Полине Васильевне можно процитировать слова Л.И. Болеславского: «Творящий, бедности не знает. Далекий от мирских щедрот, добычею богатств не занят, – он из души их достает…».