Уколова Татьяна Семеновна – «Мастер народных художественных промыслов Югры», лауреат премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «За значительный вклад в развитие сферы народных художественных промыслов». Она родилась 28 августа 1959 года в п. Варьеган Нижневартовского района в семье охотника, рыбака и оленевода Семена Ильича Казамкина. Семен Ильич Казамкин работал пастухом-оленеводом в рыбацком колхозе им. Кирова с. Варьёган Аганского сельского совета Сургутского района. В 1961 году этот колхоз был преобразован в Варьёганское промохототделение Ханты-Мансийского коопзверопромхоза. Но, Семен Ильич продолжил деятельность оленевода с тем же стадом, поэтому семья Казамкиных проживала на стойбище с красивым названием «Кош Ран Пугол», что значит «поселение на пёстром яру».
В конце августа 1959 года Екатерина Алексеевна Казамкина с супругом поехали в п. Варьеган в гости к родному брату Семена Ильича, Ефрему Ильичу Казамкину (отчим Юрия Вэллы). В момент их нахождения в поселке и родилась у них старшая дочь, которую назвали Татьяной. Впоследствии в семье Казамкиных родились еще три дочери и два сына. К сожалению, сыновья не выжили.
Татьяна Семеновна, будучи самой старшей из детей, всегда была с родителями. Вместе с сестрой Анной Семеновной (1961 г.р.) жила и росла в чуме, так как родители вели кочевой образ жизни. Девочки играли вдвоем и с оленями и практически других детей не видели, рядом их не было. «Как проснешься, день начинался с оленей. Выглянешь за дверь, они подходят к тебе, гладишь, кормишь их. Считаешь. Они своих хозяев знают» - вспоминает Татьяна Семеновна. «Кроме того, таскали воду с болота, дрова с леса для разведения очага и воспринимали это все как игру». Мама Татьяны Семеновны, Екатерина Алексеевна Казамкина (Айпина) была умелой хозяйкой и мастерицей. Вся хозяйственная работа была на ее женских плечах. Работая сама, она обучила своих дочерей всему, что умела сама. С малых лет Татьяна Семеновна помогала маме практически во всем. «Единственное, что не любила – это чистить рыбу. Летом всегда добывали рыбу, работы с ней много, но я не чистила. Мама чистила» - говорит она. «Холодильников же не было. Пойманную рыбу нужно было сразу почистить, переработать, чтобы не пропала. По-всякому ее готовили: вялили, сушили, коптили. Коптил, конечно отец. На стойбище стояла изготовленная дедом коптильня. В летнее время рыба была основной едой. У нас отец всегда ставил сетки для лова рыбы. Летом жара, поэтому он проверял их по нескольку раз в день. Пойманную рыбу всегда складировал в берестяную ёмкость. Например, утром он встал, пошел, проверил эту сетку. Наловил щуки, мама из нее готовит подовушку. Днем на обед варит уху. Вечером тоже что-то рыбное. И это все делают так, но, в основном, каждый по-своему. Мы с сестрой всегда помогали маме, вот всё и запоминали. Учились».
«С малых лет мама брала нас с собой собирать ягоды. – продолжает свой рассказ Татьяна Семёновна, – Помню, как мама на ходу мастерила из бересты набирушки – короба для сбора ягод и хранения продуктов. Я видела, как она снимает бересту и ловко мастерит берестяные емкости, старалась помогать маме и запоминала практически всю технологию. Мне всегда нравилось работать с берестой, это совсем не сложно, может, потому что это живой материал. К тому же берестяные емкости легкие, прочные и в них хранится все намного дольше, чем в современной посуде». - говорит она. Проживая в природной среде, Казамкины имели колоссальный опыт переработки не только рыбы и мяса в пищевых целях, но и обработки всего природного материала в промыслах и ремеслах. Умения и опыт передали своим детям.
В настоящее время четверо родных сестер продолжают применять полученные от мамы и отца умения в своей хозяйственной и творческой жизни. Семен Ильич и Екатерина Алексеевна приняли решение после семи лет отдать свою Татьянку в интернат. Нужно было учиться. Тогда Татьяна Семеновна не знала ни одного русского слова, и поэтому обучение она начала с нулевого класса, где дети обучались русскому языку. До сих пор Татьяна Семеновна благодарна своей первой учительнице. Родина Ида Викторовна была русская по национальности, но очень хорошо владела хантыйским языком и умело, без особого напряжения обучала своих воспитанников русскому языку.
Сегодня, Татьяна Семеновна в совершенстве владеет русским языком, разговаривает чисто, без акцента. Школьное обучение Уколова Татьяна Семёновна начала в Варьеганской школе. Далее, в 1969 году, как построили школу в Новоаганске, их класс перевели туда. Из Варьегана дети ходили пешком. Дорог хороших не было. Собирались все вместе и шли. Вечером после уроков возвращались обратно в интернат. Здесь сами делали уборку, носили воду. Старшие дети кололи дрова, а младшие таскали и складывали их. В интернате было печное отопление. Только в 1970-х годах сменили его паровым. Домой на стойбище детей забирали только на каникулы. Так жила Татьяна Семеновна с 11 лет до 17 лет, т.е. до окончания 10 класса. После окончания Новоаганской средней школы в 1977 г. она поступила в Тюменское торгово-кулинарное училище по специальности продавец. Учиться надо было там ровно 10 месяцев. В 1978 году девушка вернулась в родные края и начала трудовую деятельность в Нижневартовском гослеспромхозе «Тюмень-ресурс». В 1979 году она устроилась мастером сувенирного цеха в Варьеганское отделение «Охтеурского госпромхоза», где работала до 1984 года. За время деятельности в сувенирном цехе много знаний и опыта работы получила от старых народных мастеров и от мастера России Айваседа Дарьи Даниловны. В итоге работы Татьяна Семеновна была награждена не раз благодарственными письмами и грамотами. С 1984 по 2005 годы на разных предприятиях она трудилась по своей специальности – продавцом, но увлекательную работу по созданию сувенирной продукции не оставляла.
В 2006 году переехала в п. Аган. Создаваемые своими руками предметы, Т. С. Уколова сдавала в Аганский музей. Свои изделия выставляла на всевозможные конкурсы, выставки и мероприятия районного, окружного значения. С некоторых времен Татьяна Семеновна решила сделать всё, чтобы способствовать сохранению, развитию и популяризации культуры своего народа. Всё чему научилась от мамы, от отца, она применяла в своем быту, и приобретенный с детства опыт она с годами оттачивала, укрепляла и дополняла своими личными методами.
С 2006 года она переехала в п. Аган Нижневартовского района. 14 августа 2008 года начала свою трудовую деятельность в качестве мастера в МБУ «Центр национальных промыслов и ремесел» п. Аган Нижневартовского района Ханты-Мансийского округа – Югры. За короткое время она показала, что владеет практически всеми видами мастерства коренных народов Севера. Имеет большой опыт выделки шкур оленя, лося, выдры, лис, белок, норок и других представителей фауны, в том числе птиц и рыб. Татьяна Семеновна владеет всеми видами технологий по обработке кожи. Она говорит, что, не зная всех тонкостей, не получишь доброкачественной продукции для изготовления обуви, одежды и аксессуаров.
С начала 2020 года Татьяна Семеновна приняла приглашение МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» и стала работать лектором-экскурсоводом. Татьяна Семеновна скромный, немногословный человек. О себе, о своих делах не любит говорить. За нее говорят ее работы, ее дела. Она активно принимает участие в подготовке и проведении семинаров, которые проводятся учреждением. Знает тонкости технологий по обработке и переработке черемуховых прутьев, корня кедра, выделки шкур, заготовки и обработки бересты, меховой мозаики, изготовления суконных и тканевых изделий. Умело передает свой опыт всем желающим познать традиционные технологии.
Татьяна Семеновна Уколова на фестивале представляла забытые технологии обработки и применения природных материалов, в том числе плетение корневатиков. В итоге, Татьяна Семеновна Уколова за своё искусство – плетение корневатика, завоевала Диплом I степени в конкурсе «Лучшее произведение национального народного искусства» в номинации «Возрождение утраченных традиций», также III-е место в конкурсе «Лучшее произведение национального народного искусства» в номинации «Художественная обработка бересты».