Национальное наименование: ай мөқ њыр. [Молданова Т.А., С. 371]
На русском языке, восточно-хантыйская летняя обувь данного типа называется – нырики детские. [Молданова Т.А., С. 14]
Автор: Кайкова Ольга.
Датировка: 1970-1980-е годы.
Место создания: Избы Ачимовы, р. Малый Юган; Сургутский район ХМАО.
Материал: оленья кожа, шкура оленя, ткань.
Техника: ровдужная мозаика, аппликация, обработка кожи, шитьё.
Размеры: высота – 28 см; длина – 16 см; ширина – 8 см.
Время поступления: 12.12.1987 г. от Кайковой Ольги.
Описание: Детская хантыйская обувь. Относится к башмаковидной обуви с низкой головкой, по щиколотку и тканевым голенищем. Данный экспонат схож по внешнему виду с образцом, представленным в издании «Одежда угров». (Одежда народов Югры: альбом этнографических рисунков / ред.-сост. Т.А. Молданова. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2015. – С. 371) Состоит из подошвы, неорнаментированной головки и широкого голенища из ткани. Подошва прямоугольной формы, края округлые, в области пятки присборена, незначительно ссужена. Головка из окрашенной коричневой ровдуги без орнамента. Соединительный шов расположен сбоку. Вставка между головкой и голенищем шириной 6 см. в виде ровдужной мозаичной полосы геометрического узора из элементов светлого и тёмного оттенка (Орнамент народов Западной Сибири: Сб статей/Под ред. Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том ун-та. 1992. – С. 137. рис. 3). Широкое голенище с прямым верхом выполнено из ткани темно-коричневого цвета, край подвернут на 4 см и прошит сметочным швом. В передней части имеет матерчатую треугольную вставку красного цвета. Без завязок.
Сохранность: Общее загрязнение, мелкие прорывы.
Происхождение: Россия
Место и время бытования: 1970-1980-е годы. Избы Ачимовы, р. Малый Юган; Сургутский район ХМАО.
Легенда: Данный предмет был принят в дар от Кайковой Ольги жительницы Избы Ачимовы, р. Малый Юган; Сургутский район ХМАО.
Комментарий: при исследовании обуви народов Сибири Г. М. Василевич подразделяет ее на поршневидную (с подошвой в виде поршня) и башмаковидную (с подошвой, выкроенной по ноге). (Василевич, Г.М. Типы обуви народов Сибири. Сборник МАЭТ. Т. XXI. 1963, с. 42). Лукина Н.В. в связи с этим поясняет: «вероятно, для последнего типа обуви наиболее важным является не форма подошвы, а наличие головки, с которой ассоциируется само понятие "башмак"». Характерная для всех хантов и манси обувь состоит из подошвы, головки и широкого голенища, верх которого срезан прямо [Василевич, Г.М. С.6]. По Лукиной: «Для башмаковидной обуви – характерно наличие головки, пришитой к подошве. Выделяются два подтипа: 1 – с низкой головкой, по щиколотку; 2 – с высокой головкой, до середины голени. Башмаковидная обувь служила круглогодично, материал ее определялся сезоном. (Лукина, Н.В. Формирование материальной культуры хантов. – Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1985. – С. 53.)
Далее Лукина Н.В. приводит следующие сведения: «у второго варианта башмаковидной обуви с низкой головкой имеется длинное голенище (тогда как первый вариант без голенища). Именно такая обувь наиболее типична для сургутских хантов. Следующий вариант обуви с низкой головкой отличается от вышеописанной вставки между голенищем и головкой в виде полосы ровдуги или ткани. Такая обувь особенно популярна на Югане, где ее носят круглогодично; прежде она встречалась в низовьях Агана (как летняя) н на Салыме, а в других районах Сургутского края отмечена лишь эпизодически. В летних экземплярах ворс подошвы обращен внутрь, в зимних – наружу, а в межсезонной обуви – внутрь или наружу. Подошва выполнена из шкуры с подстриженным ворсом, обращенным внутрь или наружу; головка – из шкуры оленя или лося ворсом внутрь, ее наружная часть окрашена отваром лиственничном коры. Длинное голенище прежде делали из тонкой белой ровдуги и нередко на него наносили узор растительной краской; особенно нарядно выглядела обувь, у которой были орнаментированы и головка, и голенище. Сейчас ровдужные голенища все чаще заменяются тканевыми, у которых внизу спереди обычно вставлен клинышек из контрастной по цвету ткани, иногда он расшит бисером. Мужчины любую обувь подвязывали под коленом; также поступали и женщины, делая исключение лишь для поршневидной. У детей перевязывание на щиколотке наблюдалось повсеместно и во всех типах обуви. (Лукина, Н.В. Формирование материальной культуры хантов. – Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1985. – С. 55,56).
Составитель описания:
Колотилова О.С., хранитель музейных предметов