(тром-аганской локальной группы восточных ханты). Сопочины ведут свой род от Сопоч ики с р. Тромъегана. (Сподина, В.И. О родовом устройстве и названиях некоторых родов обских угров и самодийцев ХМАО // Вестник угроведения. – 2011. – № 2. – С. 141.)
Национальное наименование: сак (по Н.В. Лукиной), сах (по Т.А. Молдановой).
Датировка: 2006 год
Автор: Сопочина Альбина Антоновна
Место создания: деревня Русскинская; Сургутский район, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Материал: шкура оленя, кожа оленя, лебяжий пух, мех песца, мех лисы, сукно, овечья шкура, ровдуга, нити.
Техника: обработка шкуры, шитье ручное, меховая мозаика
Размеры: длина изделия – 89 см; ширина плеч – 62 см; длина рукава с рукавицей – 23,5 см; длина рукавицы – 12 см.
Время поступления: 12.12.2006 г. от Сопочиной Альбины Антоновны.
Описание: Детская распашная зимняя двойная одежда с капюшоном и пришивными рукавицами. Выполнена из сборного меха. Ворс верхней части обращен наружу, а внутренней – к телу. Поверхность покрывают полосы с симметричными узорами, выполненными в технике мозаики, сочетающей темный и светлый олений мех. В орнаментации применены яркие цветные сукна, в виде узких кантов и полос с зубчиками, вшитые в основные швы. Спинка выполнена из меха молодого оленя коричневого цвета. В центральной части по вертикали, три вставки оленьего меха в форме ромбов, по одному в один ряд. По две таких же вставки, пришиты по бокам на спинке. На левой и правой передней половинке, повторяются фигуры ромбов из белого меха. Подол сшит из кусков прямоугольной формы, шкуры коричневого меха взрослого оленя. Рукава короткие, зауженные к обшлагам с рукавицами из фрагментов лисьих шкурок. В подмышечном пространстве пришиты прямоугольные ластовицы из оленьего меха тёмно-коричневого цвета. Спереди шуба завязывается на три пары ровдужных полосок-завязок. На конце ровдужных полосок, пришиты кусочки меха песца белого цвета подпрямоугольной формы, из-за длинного пушистого меха, визуально напоминают шар (из шести шаров сохранились четыре). Швы изделия декорированы полосками сукна. Борта и подол – полосками красного цвета, поверх, жёлтыми полосами, вырезанными зубчиком, дополнительно снизу подшиты белым овечьим мехом. На передних половинках – полоски розового и красного цвета с жёлтыми полосами, вырезанными зубчиком. Полоска, по правому борту, нашита от плечевой линии до кромки подола, образует прямой угол, продолжается по кромке подола на спинке, заходит на левый борт также до самого верха, украшена дополнительно ворсом оленьего меха белого цвета. Плечевой шов украшен полосками красного, синего и жёлтого сукна, концы которых свободно свисают. В верхней части спинки расположен двойной капюшон, изготовлен из фрагментов оленьего меха. В центральной части нашиты декоративные «ушки» с кисточками из трёх фрагментов сукна треугольной формы: жёлтого, красного и синего цвета. Верхняя часть капюшона изготовлена из шкуры со лба оленя, на месте глазниц пришиты овальные кусочки белого меха. Ниже расположен треугольный фрагмент, в швы по контуру вставлены тонкие полоски сукна жёлтого и красного цвета. По ободу пришита орнаментированная полоса в виде клееной мозаики из стриженной шкуры белого и тёмно-коричневого цвета. Использован аганский орнамент – тэху-нют «лошадиный нос». (Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа) /Под ред. Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том ун-та. 1979. – С 155. рис. 157 (2)). Край капюшона оторочен мехом песца белого цвета. На боковых вставках швы украшены орнаментированной полосой пушанг сумат нув «двойная берёзовая ветвь». (Журнал Югра. № 2 февраль, 1992 стр. 57 рис. 4). На рукавах также присутствует орнаментированная полоса. По Лукиной Н.В., такой узор встречается на бисерных полосах на подоле женских халатов. (Орнамент народов Западной Сибири: Сб. статей/Под ред. Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том ун-та. 1992. – С 140. рис. 143 (10)). Кромка подола также украшена мозаикой из темного и светлого меха, выполнен орнамент «половина рога оленя-самца». (Проект. Северная тайнопись. Каталог. Орнаменты народов Западно-сибирского региона России, 2007. – С. 7)
Сохранность: Незначительные мелкие прорывы, осыпание ворса.
Легенда: Данный сак приобрели у Сопочиной Альбины Антоновны, жительницы деревни Русскинская Сургутского района ХМАО в 2006 году в рамках комплектования этнографической коллекции «Экоцентра».
Комментарий: Сак – обско-угорское обозначение распашной одежды. (Прыткова Н.Ф. Одежда хантов // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1953. Вып. XV. С. 179–183). Сак, как отдельный термин со значением «одежда», зафиксирован в сургутских диалектах; составной частью описательных терминов он выступает в разных восточно-хантыйских диалектах, а также у северных хантов и манси. Сак – устойчивое название распашной одежды не только из шкур, но и из тканей; в наши дни так называют покупную распашную одежду из искусственных материалов (йом сак ’дождь сак’ – название плаща). В названиях саков нередко отражен материал, из которого они изготовлены: из сукна – ной сак, из ткани – олпинтых сак и т. п. (Лукина, Н.В. Формирование материальной культуры хантов. – Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1985. – С. 168.)
По Лукиной для восточных хантов в целом наиболее характерным был покрой с неотрезной спинкой, швами в боках и плечах, прямой проймой, сужающиеся рукава без обшлагов, расширение полок путем раскашивания, а спинки – за счет клина, доходящего до проймы или плеча. У васюганско-ваховских хантов такая одежда шилась из тканей и шкур. Из перечисленных признаков особое внимание привлекает плечевой шов, благодаря которому распашная одежда отличается от нательной рубахи (Лукина, Н.В. Формирование материальной культуры хантов. – Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1985. – С. 170.). Использовались полосы цветного сукна, концы которых свисают на рукав. Расположение суконных полосок между станом и надставками вдоль пол и подола можно объяснить традицией выделения швов, но этого не скажешь о коротких полосах, отходящих вверх от опушки впереди и сзади. Сходная традиция выражена в декоративном оформлении старинной женской одежды северных хантов. (Прыткова Н.Ф. Одежда хантов // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1953. Вып. XV. С. 179–183).
Обско-угорский орнамент на меховых, берестяных, суконных, бисерных, частично вышитых изделиях относится к ленточному типу и состоит из ритмизованных полосовых (бордюр) и замкнутых медальонных (розетка) мотивов, различия между ними являются результатом симметризации в пределах замкнутой фигуры у последних, и объясняются также тем, что орнаменты медальонного типа дают в основном анфасное изображение, полосового – профильное (Чернецов В. Н. Орнамент ленточного типа у обских югров / В. Н. Чернецов. - [Б. м.: б. и., 1948]. – С. 142–143). Бордюры применяются для украшения одежды, берестяной утвари, редко суконных подушек. На дне и крышках чуманов, крышках других берестяных предметов, на спинках дневных колыбелей, на лицевой стороне меховых сумок преобладают розетки. (Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам ХIХ – начала ХХ в.). Народы Севера и Дальнего Востока. – М.Л: Изд-во Академии наук СССР, 1963. – С.52.)
Составитель описания:
Колотилова О.С., хранитель музейных предметов