Национальное наименование: нив’ ңэся (Хомич Л.В.).
Датировка: последняя четверть XX века.
Место создания: Ямало-Ненецкий автономный национальный округ. Вблизи города Ноябрьска.
Материал: кожа, мех, ткань, бусы, бисер, пластмассовые пуговицы, кость, сухожильные нити, кость оленя, ручная работа.
Размеры: диаметр – 16 см; длина с сухожильными нитями – 60 см, общая ширина – 27 см.
Время поступления: 13.10.1990 г. от Иуси Аули Кольчевича. Акт пост.хранение № 26 от 13.10.1990.
Описание: данный игольник схож по внешнему виду с хантыйскими игольниками «намт», изображение которых приведены в альбоме «Утварь обских угров» [Молданова Т.А., С. 192-200.] В нижней части расположена костяная крепилка с шестью пучками сухожильных нитей, заплетенных в косичку, на манер казымских хантов (Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. - М.: Наука, 2005. – С.110.)
Прямоугольный кусок ткани с закругленными углами. В центральной части квадрат, заполненный крупными бусинами: оранжевого, красного, жёлтого и зелёного цвета. Вокруг расположены перламутровые бусины и бисер жёлтого цвета. Далее квадрат из драповой ткани светло-коричневого цвета. По сторонам коричневого квадрата, нашиты прямоугольники бордового цвета, края украшены рядами бисера по три штуки. Визуально композиция представляет крест. В каждом уголке пришито по одной пуговице, слева вверху – белая, справа – прозрачная. Слева внизу, пришита чёрная пуговица, справа – красная. Далее прямоугольники тёмно-синего цвета. По краю изделия пришита ткань красного цвета (один из символов женщины – красный цвет. (Головнев, А.В. Говорящие культуры традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрОРАН, 1995. – С. 216). Контур игольника оформлен мехом оленя. На оборотной стороне шкура оленя с сохранившимися фрагментами меха, слева пришита, сложенная пополам тонкая полоска меха горностая белого цвета. Кусочек меха горностая так же пришит на вместилище для наперстка из сукна, украшенного бисером голубого и оранжевого цвета. С правой стороны игольника прикреплена крупная бусина светло-жёлтого цвета. Слева находятся еще одно вместилище для наперстка, выполненное из лапки лисицы, декорировано полоской сукна зеленого цвета. Ниже прикреплена лапка норки. Крепилка держится на двух коротких ремешках с бусинами по две синих и одной белой. Для крепилки использована подъязычная кость оленя, с незначительно изогнутой формой.
Сохранность: Общее загрязнение, мех местами осыпается. Бусы со сколами и раковинами. Имеются прорывы на кусочках меха.
Место и время бытования: Ямало-Ненецкий автономный национальный округ. Стойбище Иуси А.К. вблизи города Ноябрьска.
Легенда: Данный музейный предмет привезён в 1990 году из экспедиции под руководством В.И. Сподиной на стойбище Иуси Аули Кольчевича под городом Ноябрьск. Аули Кольчевич родился в 1927 г. Ненцы-оленеводы рода Иуси жили у озера Копей-тяха-то (в 4 км от р. Ватьеган - притока р. Аган).
Комментарий: При всей занятости женщины у очага основное время она проводит, сидя поблизости от входа в чум, за скоблением, разминанием и раскройкой шкур, сучением нитей из оленьих сухожилий и собственно шитьём. Пока женщина способна двигать руками, она шьёт. Женское сетование на наступающую старость у ненцев может быть выражено словами: «Мои глаза не видят края моего шитья, мой напёрсток стал дырявым». Для женщины меховой игольник, «туця» и мешок для хранения лоскутов шкур и ткани «пад» служат и основными орудиями, и символами достоинства. (Головнев, А.В. Говорящие культуры традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрОРАН, 1995. – С. 218-219)
К туця’ на ровдужных ремешках прикрепляются маленький мешочек для жильных ниток и кусочков сукна (нюдокоця падко, дословно, маленький мешочек), игольник (нив’ ңэся) и футлярчик для наперстка (нумбья’ ңэсяко), украшенные орнаментом из меха разных оттенков и кусочков сукна. (Хомич, Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. СПб: Русский Двор, 1995. – С. 99 )
Данный игольник похож на хантыйский игольник «намт», Молданова Т.А. приводит общие черты игольниц у разных локальных груп хантов: украшаются игольницы мозаичными полосками, квадратиками, прямоугольниками из разноцветного сукна. Иногда в центре изделия располагается розеточный узор, так называемый, гамма-крест. В украшении применяется бисер, иногда пуговицы, оловянные отливки, кусочки меха. Крепилки для сухожильных нитей зафиксированы вместе с игольницей, к которой крепятся двумя концами. Крепилками служат косточки из крыльев птиц, подъязычная кость оленя, либо они изготовлены из кости (рога) с прорезями для крепления нитей. (Утварь обских угров (ханты и манси): альбом этнографических рисунков / ред.-сост. Т.А. Молданова. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс. – 2012. – С. 9)
По Лукиной Н.В.: «Женским предметом утвари были игольники (В нäмä, нäмэт). Их устройство, форма и размеры варьировали незначительно, поэтому они могут быть отнесены к вариантам одного типа. Чаще всего это был прямоугольный кусок ткани с закругленными углами. К ним прикрепляли наперсток и крепилку для сухожильных ниток, нередко их украшали бисером или подвесками с нанизанными бусами. Для хранения сухожильных ниток применяли крепилки (Вю панансасын-лоY; В пана-лоY) Сухожильные нитки складывали вдвое и одевали петлей на перемычку крепилки. На Вахе нитки также заплетали в косичку и наматывали на крепилку». (Кулемзин В. М. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX–начале XX вв.: этнографические очерки / В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина. – Тюмень: Мандр и Ка, 2006. – С. 96.)
Хомич Л.В. приводит описание процесса изготовления сухожильных нитей: «Шили меховую одежду нитками, изготовленными из спинных и ножных сухожилий оленя. Лучшими считались спинные сухожилия важенок, так как они мельче расщепляются. Нитки из ножных сухожилий (главным образом с передних ног) употреблялись в основном для шитья летней обуви: они толще спинных, но практичнее (не гниют). Жильные нитки приготовлялись по мере необходимости. Отдельные волокна протаскивались между губами, а затем скатывались на щеке». (Хомич, Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. М.Л.: Изд-во «Наука», 1966. – С. 87-88) Иглы уже в XIX веке употреблялись покупные, в это же время вошли в употребление металлические наперстки, который надевали на указательный палец правой руки. (там же, С. 88)
В литературе встречается упоминание о сакральном значении игольника среди хантов, тогда как точной формулировки для ненцев в использованных источниках нет. Так в книге «Народы Западной Сибири» приведены следующие сведения: васюганские ханты в течение недели поддерживали огонь в честь новорожденного и вешали на дерево игольник [Народы Западной Сибири, С.146]. У восточных хантов жена свата водила невесту вокруг жилища жениха или внутри него, клала на пол игольник, невеста становилась на него [Народы Западной Сибири, С.150]. Пуповина девочки у народов кеты должна была находиться в матерчатом игольнике. [Народы Западной Сибири, С.695].
Составитель описания:
Колотилова О.С., хранитель музейных предметов