Национальное наименование: В нäмä, нäмэт (Лукина Н.В.); намт (Молданова Т.А.)
Датировка: 1970-1980-е годы.
Место создания: деревня Кинямина по реке Малый Юган. Сургутский район ХМАО.
Материал: ткань, кость, металл, аппликация, нашивка бисера, шитье ручное.
Размеры: длина – 28 см; ширина – 17, 5 см.
Время поступления: 07.1988 г. от Киняминой Нины Николаевны.
Описание: Прямоугольной формы с округлыми краями. Лицевая сторона состоит из сукна тёмно-синего цвета. В середине расположена аппликация в форме ромба, составленная из полосок цветного сукна. От внешнего края к внутренней части ромба, полоски расположены в следующем порядке: красная, жёлтая, красная, зелёная. Жёлтая полоска сверху обшита бисером голубого цвета, снизу белым. От зелёной суконной ленты, обшитой белым бисером, в две стороны под углом нашиты белые бисерные полоски. Концы нитей соединяет горизонтальная нить из такого же бисера. Таким образом образовалась трапеция. Такая фигура составлена на всех четырёх сторонах ромба. Уголки геометрической фигуры украшены линией из стилизованных белых ромбов. От внешнего конца к внутреннему, ромбы украшены следующим образом: первый крупной жёлтой бусиной, второй и четвертый заполнены бисером оранжево-коричневого цвета, третий – чёрным бисером. В центре игольника на коричневом фоне нашит узор – перна «крест» (Журнал Югра № 6 июнь, 1992 стр. 52 рис 5.), выполненный из бисера тёмно-синего цвета с контуром из белого бисера. По периметру нäмэт, нашита дорожка, из чередующегося бисера зелёного и красного цвета. Край изделия украшен бисерными цветочными розетками: красного, голубого, синего цвета. В нижней части при помощи фигурной металлической проволоки, прикреплена трапециевидная костяная крепилка на цепочке с круглыми звеньями. Подобную цепочку можно увидеть на игольнике в альбоме (Утварь обских угров (ханты и манси): альбом этнографических рисунков / ред.-сост. Т.А. Молданова. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс. – 2012. – С. 197). Оборотная сторона из ткани красного цвета.
Сохранность: Небольшое общее загрязнение.
Место и время бытования: 1970-1980-е годы. деревня Кинямина по реке Малый Юган. Сургутский район ХМАО.
Легенда: Данный игольник был привезен из деревни Кинямина Сургутского района ХМАО в 1988 году, принадлежал Нине Николаевне Киняминой.
Комментарий: Молданова Т.А. приводит общие черты игольниц у разных локальных груп хантов: украшаются игольницы мозаичными полосками, квадратиками, прямоугольниками из разноцветного сукна. Иногда в центре изделия располагается розеточный узор, так называемый, гамма-крест. В украшении применяется бисер, иногда пуговицы, оловянные отливки, кусочки меха. Крепилки для сухожильных нитей зафиксированы вместе с игольницей, к которой крепятся двумя концами. Крепилками служат косточки из крыльев птиц, подъязычная кость оленя, либо они изготовлены из кости (рога) с прорезями для крепления нитей. (Утварь обских угров (ханты и манси): альбом этнографических рисунков / ред.-сост. Т.А. Молданова. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс. – 2012. – С. 9)
По Лукиной Н.В.: «Женским предметом утвари были игольники (В нäмä, нäмэт). Их устройство, форма и размеры варьировали незначительно, поэтому они могут быть отнесены к вариантам одного типа. Чаще всего это был прямоугольный кусок ткани с закругленными углами. К ним прикрепляли наперсток и крепилку для сухожильных ниток, нередко их украшали бисером или подвесками с нанизанными бусами. Для хранения сухожильных ниток применяли крепилки (Вю панансасын-лоY; В пана-лоY) Сухожильные нитки складывали вдвое и одевали петлей на перемычку крепилки. На Вахе нитки также заплетали в косичку и наматывали на крепилку». (Кулемзин В. М. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX–начале XX вв.: этнографические очерки / В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина. – Тюмень: Мандр и Ка, 2006. – С. 96.)
По Молдановой Т.А. крест – один из древнейших символических знаков многих народов мира, который у различных этнических групп трактуется по-разному. Для хантыйской культуры, так же, как и для культур всех финно-угорских народов, крест является древнейшим орнаментальным мотивом» (Журнал Югра № 6 июнь, 1992 стр. 52 рис 5.).
В литературе встречается упоминание о сакральном значении игольника: васюганские ханты в течение недели поддерживали огонь в честь новорожденного и вешали на дерево игольник [Народы Западной Сибири, С.146]. У восточных хантов жена свата водила невесту вокруг жилища жениха или внутри него, клала на пол игольник, невеста становилась на него [Народы Западной Сибири, С.150]. Пуповина девочки у народов кеты должна была находиться в матерчатом игольнике. [Народы Западной Сибири, С.695].
Составитель описания:
Колотилова О.С., хранитель музейных предметов