(значительно стилизованный, больше похож на мешочек кырых).
Утварь обских угров (ханты и манси): альбом этнографических рисунков/ред.-сост. Т.А. Молданова. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс. – 2012. – С. 142-154.)
(Аганской локальной группы восточных ханты).
Национальное наименование: кырых (Молданова Т.А.).
Датировка: 2006 год.
Место создания: Посёлок Варьёган на реке Аган; Нижневартовский район ХМАО.
Материал: ткань, шкура оленя, сукно, ручное производство.
Размеры: высота – 23,5 см, ширина – 15,5 см.
Время поступления: 2007 г. от Васильковой Елизаветы Даниловны.
Описание: Небольшой мешочек подпрямоугольной формы с закруглёнными нижними углами. Передняя и задняя стенки выполнены из меха взрослого оленя серо-коричневого цвета ворсом наружу. Боковые вставки и дно выполнены из одной полосы чёрной ткани. Центральный шов, от нижней части меховой вставки до верхней части, задекорирован суконными лентами красного и жёлтого цвета, концы свободно свисают. Такими же суконными полосками украшены два шва, расположенные по диагонали от центра к нижнему левому и правому углу. На задней стенке оформление повторяется. Верх изделия сшит в виде затягивающегося на шнурок горлышка, оформлен из такой же ткани, как и боковые стенки и дно. В центральной части горлышка расположен орнамент медальонного типа. Наиболее похожим изображением, встречающимся в литературе, является – Ярнас ханши «орнамент для платья». (Журнал Югра № 9 сентябрь 1992 стр. 52 рис 3.), выполненный из ткани контрастного ярко-жёлтого цвета. По бокам изделия и снизу, сумочка украшена ленточным традиционным орнаментом – сарт-пёнк «Щучьи зубы». У Лукиной Н.В. подобный узор приведен в разделе: «Обь» в Альбоме хантыйских орнаментов. (Орнамент народов Западной Сибири: Сб статей/Под ред. Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том ун-та. 1992. – С 58, 69. рис. 4, 2.) Дополнительно мешочек задекорирован цветными лентами, выполненными из широкой полоски сукна, которую разрезали на три равные полоски, не дорезая до конца. Желтые полоски пришиты сбоку, в верхней части. На противоположной стороне, пришиты тёмно-розовые ленты. Ниже сбоку – тёмно-розовые, напротив, наоборот жёлтые. Снизу, в центре, жёлтая полоска, напротив – тёмно-розовые.
Сохранность: незначительное загрязнение.
Место и время бытования: 2006-2007-й год, посёлок Варьёган на реке Аган; Нижневартовский район ХМАО.
Легенда: Данный мешочек был сшит Елизаветой Даниловной Васильковой из посёлка Варьёган в 2006 году, в 2007 году был подарен в музейные фонды «Экоцентра».
Комментарий: По Лукиной В.Н. В женских сумках, выделяется два типа: плоские и объемные. В плоских небольших сумочках I типа хранили разную мелочь. Их основная часть – из камусов или меховой мозаики с прокладкой сукна в швах; в устье пришита полоса ровдуги со вздержкой, украшением являются кисточки. (Лукина, Н.В. Формирование материальной культуры хантов. – Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1985. – С. 74–75.) В данной сумочке упрошенный тип мозаики, в виде простого сочетания фрагментов не из камуса, а других частей шкуры оленя. Полоска ровдуги заменена на покупной шнурок с пластмассовым фиксатором. Также в сумочке присутствуют элементы описания характерные для второго типа. Так: «пустая сумка имеет форму полуовала, слегка зауженного кверху; благодаря боковым полосам она весьма объемна и при наполнении округляется». Также, как и во втором типе в данном изделии, есть боковая орнаментированная полоса.
У Молдановой Т.А.: «Мешочки для хранения швейных принадлежностей (рукодельные сумочки) по форме у всех групп обских угров (кроме хантов р. Юган) практически одинаковые. Они овальной формы, вытянуты в высоту, между передней и задней стенками изделия вшивается полоса, что создает объемность. Горловина дополнительно надставлена широкой полосой ровдуги или ткани и затянута вздержкой. (Утварь обских угров (ханты и манси): альбом этнографических рисунков / ред.-сост. Т.А. Молданова. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс. – 2012. – С. 9)
Обско-угорский орнамент на меховых, берестяных, суконных, бисерных, частично вышитых изделиях относится к ленточному типу и состоит из ритмизованных полосовых (бордюр) и замкнутых медальонных (розетка) мотивов, различия между ними являются результатом симметризации в пределах замкнутой фигуры у последних, и объясняются также тем, что орнаменты медальонного типа дают в основном анфасное изображение, полосового – профильное (Чернецов В. Н. Орнамент ленточного типа у обских югров / В. Н. Чернецов. - [Б. м.: б. и., 1948]. – С. 142–143). Бордюры применяются для украшения одежды, берестяной утвари, редко суконных подушек. На дне и крышках чуманов, крышках других берестяных предметов, на спинках дневных колыбелей, на лицевой стороне меховых сумок преобладают розетки. (Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам ХIХ – начала ХХ в.). Народы Севера и Дальнего Востока. – М-Л: Изд-во Академии наук СССР, 1963. – С.52.)
Составитель описания:
Колотилова О.С., хранитель музейных предметов