По сведениям информаторов Покачева Данила Николаевича и Кечимова Сергея Васильевича, данную сумочку женщина могла брать с собой на охоту, пришивные кармашки – являются мерками для дроби и пороха.
Национальное наименование: туця’ (Л.В. Хомич, 1964).
Датировка: Вторая – третья четверть XX века.
Место создания: посёлок Варьёган, р. Аган; Нижневартовский район ХМАО.
Материал: шкура оленя, ткань, ровдуга, мех, сукно, сухожильные нити, ручное производство.
Техника: обработка кожи, кройка
Размеры: высота – 21 см; ширина – 17 см.
Время поступления: 19.08.1990 г. от Иуси Ульяны Филлиповны
Описание: небольшая сумка, вытянута вертикально, в нижней части округлая, сужающаяся к верхней части. Состоит из двух частей: основы мешка и устья. Основная часть состоит из передней и задней стенок. Стенки соединены с помощью ровдужной вставки, проходящей через бока и дно. Передняя и задняя стенка выполнены из оленьей кожи, мех значительно истёрся. В нижней части изделие темно-коричневого цвета, в верхней светло-коричневого. Устье из широкой ровдужной полосы, собирается на вздержку с помощью тканевой тесемки. Швы передней и задней стенки украшены сукном красного цвета. В средней части изделия в ставочных швах также вшиты суконные полоски красного цвета. В крайний шов лицевой и изнаночной стороны вшита бахрома из ровдуги. (единичные фрагменты). Дно сумочки с внешней стороны подшито тканью сине-белого цвета. К устью изделия пришит, закрывающий клапан, сшитый из двух тканей: синей нижней и верхней тёмно-серой. В нижней части клапана пришиты два вислых маленьких кармашка.
Сохранность: Общее загрязнение. Ткань местами истлела, прорывы. Мех местами утрачен, сквозные дыры.
Легенда: Данный предмет подарен музею жительницей села Варьёган – Ульяной (Ольгой) Филипповной Иуси. Сумка бытовала в ненецкой семье Иуси и передавалась по наследству. Иуси Ольга Филипповна родилась в 1961 году на реке Пим. Ее мать с Тром-Агана, вышла замуж за ненца из Варьегана. В семье было четверо своих детей и один опекаемый. Хорошая сказительница, мало училась, поэтому все приходилось запоминать. Обладает даром запоминать голос исполнителя. Хозяйственная, внимательная, всегда всем поможет. О ней говорят: «Со всех сторон положительная». Настоящее имя Ульяна. Но мать не могла его выговорить, поэтому «прижилось» другое имя - Ольга. Муж – Иуси Геннадий – пользуется землей своего деда Иуси Ойси Пеналовича. (Сподина В.И. «Представление о пространстве в традиционном мировоззрении лесных ненцев Нижневартовского района». - Новосибирск: Изд. центр «Агро». Изд. группа «Солярис». «ЦЭРИС». – 2001. – С. 115).
Комментарий: По Л.В Хомич у ненцев широко распространены сумочки – туця’, служащие для хранения швейных принадлежностей они имеются у каждой женщины, девушки и девочки, достигшей семи-восьми летнего возраста. Туця’ шьют из двух оленьих лбов (обычно светлой и темной окраски), соединенных по бокам вставками из крашеной ровдуги, и украшают орнаментом из камуса. Устье обычно шьют также из крашеной ровдуги и собирают на вздержку с помощью тесемки или ровдужного ремешка. По краям орнамента пришивают ровдужную бахрому, часто с прикрепленными на концах копытцами новорожденных телят. На лбы на месте глазниц нашивают треугольные кусочки орнамента (сэв’ си, досл. глазные отверстия). Встречаются туця’, обшитые по всей поверхности медными пуговицами или бляхами. К туця’ на ровдужных ремешках прикрепляются маленький мешочек для жильных ниток и кусочков сукна (нюдокоця падко, досл. маленький мешочек), игольник (нив’ нэся) и футлярчик для наперстка (нумбъя’нэсяко), украшенные орнаментом из меха разных оттенков и кусочков сукна. (Л.B. Хомич. Ненцы: СПб, Русский Двор, 1995. – С. 99)
Сукно, проникшее на Север через русских и коми (его название ной взято из языка коми), издавна получило у ненцев широкое распространение в качестве материала не только для изготовления некоторых видов одежды (летней женской, суконных совиков, навершниц), но и для украшения одежды и сумочек. В развитии ненецкой традиции украшения одежды свисающими кусочками меха и окрашенной ровдуги (сукна, драпа) не исключается стимулирующее воздействие эвенкийского творчества (Рындина, 1995а. С. 441; Хелимский, 1988).
Данная сумочка имеет как характерные для туця черты: вытянутую по вертикали форму, ровдужные боковые стороны и устье, затягивающееся на тесемку. Так и те, которые таковыми не являются: пришивной клапан с вислыми кармашками.
По Молдановой Т.А. мешочки восточных хантов и лесных ненцев преимущественно изготовлены из шкур с оленьих лбов, соединённых орнаментированной ровдужной полосой, глазные отверстия украшены сукном, бисером, пуговицами. Утварь обских угров (ханты и манси): альбом этнографических рисунков / ред.-сост. Т.А. Молданова. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2012. – С. 9)
Составитель описания:
Колотилова О.С., хранитель музейных предметов