(Лесные ненцы) по данным [Волжанина, 2007 год.] населенные пункты, к которым приписаны лесные ненцы, Нижневартовский район (Аган, Варьёган).
Даритель относится к лесным ненцам. До 1994 года семья Ю.К. Айваседа проживала в верховья р. Ватьеган, на оз. Хапцы «цутыц» то, затем перекочевал с семьей на новые земли по р. ТюйТяха (район Тяновского месторождения на границе Нижневартовского и Сургутского районов). (Сподина В.И. Представление о пространстве в традиционном мировоззрении лесных ненцев Нижневартовского района. - Новосибирск: Изд. центр «Агро». Изд. группа «Солярис». «ЦЭРИС». – 2001. – С. 17)
Национальное наименование: патшай латку (ненец.) (из записи в книге поступления).
Датировка: Конец 1970-ых – 1980-е годы.
Место создания: Посёлок Варьёган на реке Аган; Нижневартовский район ХМАО.
Материал: дерево сосновое, деревообработка, сверление.
Размеры: длина – 40 см.; ширина – 11,6 см; толщина – 1,4 см; диаметр отверстий – 0,5 см и 0,6 см.
Время поступления: 1991 г. Поступил от Айваседа Юрия Кылевича.
Описание: Прямоугольная доска с отверстиями. С одного края, для изготовления более длинных чопиков, на расстояние – 16,8 см. доска имеет утолщение, высота составляет 1,5 см, далее к краю доска становится тоньше, и высота составляет – 1 см. Диаметр отверстий варьируется от 0,5 до 0,6 см. Всего 79 отверстий на высокой части, они расположены горизонтальными рядами, три отверстия расположены на некотором расстоянии в разных направлениях, в одном из них сохранился, не выбитый чопик. С другого края 169 отверстий, один также стоит отдельно, с сохранившимся чопиком. Внешняя сторона окрашена дегтем в чёрный цвет. Углы сглажены.
Сохранность: общее загрязнение. Внешний красочный слой потерся, дерево вокруг отверстий с отколами.
Место и время бытования: 1980-е годы. Стойбище на реке Катухта (правый приток р. Варьёган); Нижневартовский район ХМАО.
Легенда: предмет привезен из экспедиции под руководством Сподиной В.И. в 1991 году в район поселка Варьёган от Айваседа Юрия Кылевича. Юрий Кылевич знаменитый ненецкий поэт и прозаик, стоял у истоков возникновения этнографической коллекции МАУ «Экоцентр». При его содействии и помощи было построено «музей стойбище под открытым небом, которое впоследствии получило название «Музей стойбище рода Казамкиных».
Комментарий: в книге Сподиной В.И. встречаются упоминания о том, что ненцы пользовались обласами: «также разнообразны и способы измерения длительности пути: по количеству ночевок (шецкацма), по расстоянию от «перетаски» до «перетаски» лодки («пунси»), по расстоянию, на которое слышен крик, по количеству световых дней и др. Будущему охотнику было необходимо умение управлять и оленьей упряжкой, и вертким обласком. (Сподина В.И. Представление о пространстве в традиционном мировоззрении лесных ненцев Нижневартовского района. - Новосибирск: Изд. центр «Агро». Изд. группа «Солярис». «ЦЭРИС». – 2001. – С. 44)
В отношении описания изготовления ненецкого обласа, применимо описание процесса изготовления хантыйского обласа. У ненцев лодки-долбленки отличаются более тонкими стенками, а садятся в лодку непосредственно на дно, предварительно укладывая березовые ветки. «Долбленка обычно делается из осины или кедра. Последний лучше подходит для частого перетаскивания по суше: он легче и не намокает. Каждый делает лодку для себя, учитывая собственный вес, особенности своей фигуры. В мае, по традиционному календарю хантов р. Вах, наступал период «гуси-утки прилетают». Это самый подходящий срок для выбора лодочной заготовки - у осины появляются почки. Дерево выбирают на сухих, возвышенных местах. Желательно подобрать осину с прогибом. Выгнутая сторона будет дном будущего обласа. Облас делают в тени, чтобы не раскололась древесина. Когда делают остановку в работе, поверхность лодки прикрывают мхом, берестой или брезентом. Прежде, чем делать облас, определяют длину, нос, осевую линию. От правильного определения последней зависит симметричность и устойчивость обласа. Когда концы ствола обтесаны в форме носа и кормы, топором по всей длине лодки делается разрез и выбирается средина ствола. Необходимо следить, чтобы стенки будущей - иначе она не будет сохранять равновесие. Для этого обласок снаружи просверливают лучковым сверлом и вгоняют туда коротенькие шпеньки толщиной в указательный палец того, кто будет ездить. Для обласка требовалось от 200 до 400 таких шпонок». (В. И. Сподина. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). Мегион. – 1995. – С. 97-98.) Именно для изготовления этих шпонок (чопиков) была предназначена данная доска, сверху она покрывается дёгтем (из записи в книге поступления). Таким образом, чтобы шпеньки были нужной длины, выстрагивается дощечка, в которой просверливаются отверстия – ровно столько, сколько шпеньков и сколько отверстий в обласке. В отверстия вгоняются палочки и обрезаются с обеих сторон. Дощечку с одной стороны подкрашивают дегтем, затем, шпеньки выбивают и вбивают их окрашенной стороной внутрь обласка. Вынимают теслами древесину до того момента, как покажутся окрашенные шпеньки.
Составитель описания: Колотилова О.С., хранитель музейных предметов