Лодка долбленая. (Лесные ненцы). МКМ КП-1637 Инв. № Э-579

Лодка долбленая. (Лесные ненцы). МКМ КП-1637 Инв. № Э-579

Национальное наименование: нгано «лодка». (Хомич, Л.В. Ненецко-русский словарь для ненецкой начальной школы с приложением грамматических таблиц ненецкого языка. Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Лениградское отделение. – 1954. – С. 47, 105).

(н’ану; нгано/ано) (Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. - М.: Наука, 2005. – С. 428).

Датировка: 1970-е годы.

Место создания: посёлок Варьёган, р. Аган; Нижневартовский район ХМАО.

Материал: дерево, металл

кустарное производство

Техника: деревообработка, вырезание

Размеры: Высота носовой части – 20,2 см; высота кормы – 29,6 см; длина – 352,5 см; ширина – 63 см; толщина стенок по краю – в самой узкой части – 1 см, самой широкой – 3 см. Длина распорок от носовой части к корме: 1. – 19 см, 2. – 34 см, 3. – 49 см, 4. – 56,5 см, 5. – 58 см, 6. – 43 см, 7. – 24 см; расстояние между шпеньками в донной части по 28 см. вдоль, по 6,7,8 см в одном ряду.

Время поступления: 10.05.1998 г. от Айваседа С.В.

Описание: изображение сходной по внешнему виду лодки приведено в «Историко-этнографическом Атласе Сибири». (Историко-этнографический Атлас Сибири. / под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. – М.Л.: Издательство Академии наук СССР, 1961. – С. 117. Рис. 2). Относится к западно-сибирскому варианту лодок. Остов выдолбленный из цельного ствола. Форма с острыми и несколько поднимающимися кверху концами (носом и кормой), прямыми распорками, округлым дном. Всего семь распорок. Две центральные, к бортам лодки, прикреплены при помощи проволоки чёрного цвета. На третьей распорке, в носовой части лодки, сделан прямоугольный паз. Пятая распорка в средней части расширяется, приобретая вид лопатки, к противоположному краю снова ссужается. К краю носа лодки прикреплена петля из кожи шириной – 2 см. На ребро кормы снаружи вбита металлическая скоба.

Сохранность: общее загрязнение, небольшие трещины в верхней части.

Место и время бытования: 1970-е годы. Посёлок Варьёган, р. Аган; Нижневартовский район ХМАО.

Легенда: данная лодка закуплена у местного жителя посёлка Варьёган Айваседы Семёна Валюмовича в 1998 году.

Комментарий: У Хомич Л.В. приведены следующие сведения о водном транспорте ненцев: «Переезды на лодках широко практиковались в летнее время. Лодки у ненцев встречались двух типов. 1. Шитые из досок лодки разных размеров (нано, ано). Этот тип лодок был заимствован ненцами от хантов или русских. На такой лодке гребли двумя веслами, закреплёнными в уключинах, нередко устанавливался парус (есер), обычно прямой. 2. Челноки, выдолбленные из ствола дерева (хой нано, досл. тундровая лодка) [Л.В. Хомич, 1995. С 126.]. Эти лодки делались небольших размеров и легко перевозились на нарте во время перекочевок. Управлялись с помощью двухлопастного весла. Наиболее распространены были челноки из осины или кедра. Часто к выдолбленному днищу пришивались борта, обычно почти без развода. Долбленки, как и шитые лодки, ненцы предпочитали приобретать у русских, коми или хантов и сравнительно редко изготавливали сами». (Хомич, Л.В. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М.Л.: Издательство «Наука». – 1966. – С. 100.

У ряда народов Сибири бытовали сходные формы лодок. Это сходство в некоторых случаях может быть объяснено территориальной близостью. (Историко-этнографический Атлас Сибири. / под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. – М.Л.: Издательство Академии наук СССР, 1961. – С. 113) В связи с этим можно привести описание Сподиной В.И. процесса изготовления долбленой лодки хантов реки Вах. «Долбленка обычно делается из осины или кедра. Последний лучше подходит для частого перетаскивания по суше: он легче и не намокает. Следует заметить, что на севере, где нет толстых деревьев, долбленки делают из цельного дерева с нашивными бортами. Каждый мастер делает лодку для себя, учитывая собственный вес, особенности своей фигуры. В мае, по традиционному календарю хантов р. Вах, наступал период «гуси-утки прилетают». Это самый подходящий срок для выбора лодочной заготовки - у осины появляются почки. Дерево выбирают на сухих, возвышенных местах. Желательно подобрать осину с прогибом. Выгнутая сторона будет дном будущего обласа. Облас делают в тени, чтобы не раскололась древесина. Когда делают становку в работе, поверхность лодки прикрывают мхом, берестой или брезентом. Прежде, чем делать облас, определяют длину, нос, осевую линию. От правильного определения последней зависит симметричность и устойчивость обласа. Когда концы ствола обтесаны в форме носа и кормы, топором по всей длине лодки делается разрез и выбирается средина ствола. Необходимо следить, подчеркивает учитель, чтобы стенки будущей лодки были одинаковой толщины - иначе она не будет сохранять равновесие. Для этого обласок снаружи просверливают лучковым сверлом и вгоняют туда коротенькие шпеньки толщиной в указательный палец того, кто будет ездить. Для обласка требовалось от 200 до 400 таких шпонок. Затем с помощью тесла выбиралась внутренняя часть обласа до тех пор, пока не покажутся крашенные концы шпонок. Тогда толщина обласа будет одинаковой. Особенность тесла – в сложном положении лезвия. Режущая часть его перпендикулярна ручке. Самый ответственный момент в изготовлении обласа - разводка бортов. (В.И. Сподина. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). Мегион. – 1995. – С. 96.) Вот как увидела этот процесс в одном из национальных поселков исследователь-этнограф 3.П. Соколова: «Рядом с лодкой горел костер, в котором лежали большие круглые камни. Мастер налил в лодку воду и положил туда раскаленные камни. Горячая вода распарила дерево, и между бортами легко входили распорки разной длины. Разводка лодки - дело тонкое. У неумелого мастера лодка трескается, тогда ее сшивают кедровым корнем, а трещины заливают смолой. Но хороший мастер лодку-долбленку не смолит: она должна быть легкой, чтобы ее можно было носить на плече». [Соколова З.П. На просторах Сибири, с. 47.] До спуска лодки на воду вместо временных необходимо поставить стационарные распорки, или «ребра». Их количество строго регламентировалось, но по традиции предпочтение отдавалось числу 7, которое у многих обско-угорских народов считалось священным, магическим». (В.И. Сподина. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). Мегион. – 1995. – С. 96-98.)

Составитель описания: Колотилова О.С., хранитель музейных предметов