Головной убор шамана МКМ КП-156 Инв. № Э-81

Головной убор шамана МКМ КП-156 Инв. № Э-81

Датировка: первая половина XX века.

Место создания: поселок Колекъёган, на реке Колекъёган – правый приток реки Вах; Нижневартовский район ХМАО.

Материал: металл, ровдуга, ткань, бисер.

Техника: металлообработка, пайка, шитье, вышивка бисером

Размеры: высота – 15 см; диаметр – 16,5 см, длина – 65,5 см.

Время поступления: 13.02.1989 г. от Сигильетова И.П.

Описание: состоит из металлического венца с подвесками из бус. Венец (шапка) сделан из широкой (7 см) подпрямоугольной полосы тонкого металла (жести), концы которой соединены между собой двумя вертикально расположенными клёпками. Поверх этого обруча наложены крест-накрест две узкие жестяные полоски шириной 1,5 – 1,7 см, которые снизу приклёпаны к основе, а в месте пересечения между собой – грубо спаяны. На этот металлический венец поверх надевается шапочка из ткани. По форме она повторяет металлическую основу: состоит из широкого (7,8 см) матерчатого обруча с пришитыми к верхнему краю с внутренней стороны перекрещенными полосками из тонкой светлой ткани. Полоски по ширине и расположению совпадают с металлическими. Матерчатый обруч – двухслойный, сшит из нескольких полос грубого сукна чёрного цвета и окантован по краям узкими полосками светлой ткани. Сзади с внешней стороны по центру обруча пришита небольшая прямоугольная накладка из тёмного сукна, немного отличающаяся по цвету от основной ткани. Снаружи суконный обруч орнаментирован вышивкой из бисера. Узор состоит из трёх прерывистых линий – двух волнистых – по краям и прямой – по центру. Каждая чёрточка пунктирной линии состоит из двух бусинок. В большинстве обе бусинки белые, но в некоторых местах рисунка белые бусины чередуются с голубыми, жёлтыми и красными. На затылочной части к нижнему краю с изнанки пришиты две длинные двухслойные полоски из тёмно-коричневой ткани. С внешней стороны полоски расшиты бисером: сверху три голубые бусинки, расположенные в виде треугольника, далее по всей длине по центру – прерывистая линия из чередующихся красных и белых бусинок, расположенных друг от друга на одинаковом расстоянии (примерно в 1 см). К каждой полоске по сторонам и снизу пришиты по две короткие подвески из бус с медными кольцами на концах (всего шесть подвесок на каждой полоске). На правой суконной полосе бусы чёрные, белые и синие, нанизаны они на тонкие ровдужные полоски. На левой – верхняя подвеска из прозрачных бусин зелёного цвета. С правой стороны от правой полоски к обручу пришита длинная ровдужная подвеска, раздваивающаяся на конце, на которую нанизаны крупные бусины голубого, белого, красного и коричневого цветов. На обоих концах подвески – медные кольца. Слева от левой полоски к обручу пришита длинная подвеска из цветного бисера (розового, красного, синего и белого), нанизанного на сухожильную нить. На конце подвески – узкая полоска красной ткани. Головной убор завершает расшитая бисером и подвесками из бус накидка на шаманский венец. Накидка представляет собой неширокую двухслойную полоску ткани коричневого цвета, подпрямоугольной формы (5,5 см х 27,5 см), слегка расширенную спереди и суженную сзади. Снаружи накидка расшита белым и светло-коричневым бисером. Рисунок узора по центру представлен волнистой полосой (змейкой) из пяти бисерных линий: тремя прерывистыми (в одну бусину) линиями белого крупного бисера, между которыми расположены две сплошные линии светло-коричневого мелкого бисера. Края накидки расшиты бордюром в три бисерных линии: две белые прерывистые (в одну бусину) по краям, одна светло-коричневая прерывистая (в две бусины) – посередине. С внутренней стороны к переднему краю накидки пришиты шесть одинаковых ровдужных подвесок из крупных белых бус с медными кольцами на концах. Концы двух подвесок с одного краю соединены между собой, а среди белых есть три синие и одна красная бусины. К нижнему (затылочному) концу накидки пришиты две ровдужные подвески из крупных бус белого и синего цвета. Концы подвесок связаны между собой, образуя петлю. К петле привязаны два длинных отрезка тесьмы и ещё одна ровдужная подвеска из крупных голубых, синих и зелёных бус с металлическим кольцом на конце. На внешней, расшитой бисером стороне накидки, также нашиты многочисленные подвески разной длины из бус и бисера. Так, из крупных бус всего 20 подвесок, из бус средней величины – 5 подвесок, из крупного и мелкого бисера. Конструкция металлической основы «шапки» – эвенкийского типа. Элементы эвенкийской шаманской атрибутики были достаточно широко распространены среди народов Западной Сибири (селькупов, восточных (васюганско-ваховских) хантов, кетов.

Сохранность: Металлическая основа убора в нескольких местах покрыта пятнами ржавчины. Место пайки густо покрыто вязким липким веществом светло- коричневого цвета, напоминающего по консистенции воск или пластилин. Суконная шапочка сильно загрязнена, на светлых полосках и окантовке рыжие и тёмные пятна. Бисерных подвесок изначально было шесть, теперь от них остались только обрывки сухожильных нитей, пришитых к краю обруча сзади. На одной из нитей осталось семь бусинок розового и красного цветов. На левой суконной полоске утрачены полностью две центральные подвески, на правой – оборваны концы нижней подвески. Отсутствует одно из колец на ровдужной подвеске. Одна из передних подвесок накидки отсутствует. Ткань и тесьма на уборе сильно загрязнены. На некоторых подвесках накидки отсутствуют кисточки, кольца и часть бисера.

Комментарий: по Богордаевой А.А. данный головной убор относится к шаманским атрибутам, зафиксированным у ваховских и александровских хантов (Богордаева, А.А. Состав и особенности шаманской атрибутики ваховских хантов / А.А. Богордаева // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – 2009. – №11. – С. 125-132. Характерным отличием шаманского головного убора ваховских хантов и александровских хантов от других групп является его орнаментация – крестом и антропоморфными изображениями. Головной убор, хранящийся в МАУ «Экоцентр» относится к типу «мягкий венец», который обычно состоит из сшитой в кольцо полосы ткани, в которой над макушкой пришиты перекрещивающиеся полосы, описание подобных изделий встречается у Шатилова М.Б. (Шатилов М.Б. Ваховские остяки: Этнографические очерки. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 2000. С. 76–78). Кулемзин В.М. отмечая особую форму этих венцов, относит их к характерным признакам хантыйского шаманства (Кулемзин В.М. Шаманство васюганско-ваховских хантов (конец XIX — начало XX вв.) // Из истории шаманства. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1976. С. 140). Богордаева А.А. считает, что, данный вид головного убора имеет узколокальное распространение в среде обских угров. Представленный головной убор шамана состоит из двух дополняющих друг друга предметов – металлического венца, образующего жесткий каркас, и надетого поверх него «мягкого» венца, сшитого из ткани и украшенного подвесками из тканевых лент, бисера и бус. По мнению Богордаевой А.А. интересен тем, что в нем сочетаются два предмета – металлический венец и венец из ткани, использование которых фиксируется в этнографической литературе большей частью по отдельности. Прокофьева Е.Д. в своей статье пишет, что, отдельно использовавшиеся металлические и «мягкие» венцы бытовали у кетов, селькупов, эвенков, якутов, долган (Прокофьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири // СМАЭ. 1971. Т. 27. С. 21, 34–35, 43, 48). Металлические венцы входили в состав шаманского облачения удэгейцев и бурятов (Прокофьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири // СМАЭ. 1971. Т. 27. С. 54, 77). Применение «мягких» венцов из ткани или ровдуги в шаманской практике отмечается у ненцев, энцев, нганасан, эвенов, нанайцев (Прокофьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири // СМАЭ. 1971. Т. 27.С. 10, 15, 16, 49, 53).

Изучая шаманские костюмы народов Сибири, Е.Д. Прокофьева пришла к выводу, что наиболее полный костюм среди всех групп ханты был на Вахе. Проведенное исследование Богордаевой А.А. показывает, что в состав шаманской атрибутики ваховских хантов входят предметы 12 наименований (бубен, струнный музыкальный инструмент, колотушка, антропоморфные и зооморфные изображения духов-помощников, конусообразная шапка из ткани, мягкий и металлический венцы, халат, кафтан «из оленьих кож», рукавицы и обувь из медвежьих камусов).

Головной убор шамана из фондов МАУ «Экоцентр» привезён из поселка Колекъёган. Подарен Сигильетовым И.П. Ранее принадлежал Натускину.

Согласно гипотезе доктора исторических наук, доцента, профессора, ведущего научного сотрудника Тучковой Т.А. судя по фамилии, Сигильетов может быть эвенком (или хантом, имеющим эвенкийские корни).

Составитель описания: Колотилова О.С., хранитель музейных предметов