Нырики мужские подростковые (по сведениям информаторов Покачева Данила Николаевича и Кечимова Сергея Васильевича).
Национальное наименование: сўрмаӊ њыр. [Молданова Т.А., С. 14]
На русском языке, восточно-хантыйская летняя обувь данного типа называется – нырики. [Молданова Т.А., С. 14]
Автор: Кельмина А.Е.
Датировка: 1960-1980-е годы.
Место создания: Избы Ачимовы, р. Малый Юган; Сургутский район ХМАО.
Материал: оленья кожа, шкура оленя, ткань.
Техника: ровдужная мозаика, аппликация, обработка кожи, шитьё.
Размеры: Высота – 42 см; длина стопы – 25 см.
Время и документы поступления: 07.1988 г. от Кельминой Аграфены Ефремовны. Акт приема в пост.хранение № 15 от 07.07.1988 г.
Описание: праздничная хантыйская обувь для мальчика подростка. Относится к башмаковидной обуви с низкой головкой, по щиколотку и тканевым голенищем. Данный экспонат схож по внешнему виду с образцом, представленным в издании «Одежда угров». (Одежда народов Югры: альбом этнографических рисунков / ред.-сост. Т.А. Молданова. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2015. – С. 367) Состоит из подошвы, орнаментированной головки и широкого голенища из ткани. Подошва овальной формы в области пятки присборена, незначительно ссужена. Головка из неокрашенной светлой ровдуги с орнаментом. (Орнамент народов Западной Сибири: Сб статей/Под ред. Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том ун-та. 1992. – С. 136. рис. 1). Узор нанесён растительной краской, затем обшит сухожильной ниткой с прокладкой подшейного волоса оленя. В альбоме, приведен пример орнамента для мужских ныриков с центральной фигурой кэн кунни «локоть песца». (Н.В. Лукина, С. 20 рис.1). Соединительный шов расположен сзади. Вставка между головкой и голенищем в виде ровдужной мозаичной полосы геометрического узора из элементов светлого и тёмного оттенка (там же С. 20 рис. 2). Широкое голенище с прямым верхом выполнено из ткани зелёного цвета. В передней части имеет матерчатую треугольную вставку синего цвета. В верхней части голенища пришиты две коричневые ровдужные полоски для подвязывания к поясу или подтяжкам.
Сохранность: Незначительный прорыв спереди в верхней части башмака.
Место и время бытования: Избы Ачимовы, р. Малый Юган; Сургутский район ХМАО.
Легенда: Данный предмет был подарен музею в 1988 году Кельминой Аграфеной Ефремовной, жительницей Избы Ачимовы.
Комментарий: при исследовании обуви народов Сибири Г. М. Василевич подразделяет ее на поршневидную (с подошвой в виде поршня) и башмаковидную (с подошвой, выкроенной по ноге). (Василевич, Г.М. Типы обуви народов Сибири. Сборник МАЭТ. Т. XXI. 1963, с. 42). Лукина Н.В. в связи с этим поясняет: «вероятно, для последнего типа обуви наиболее важным является не форма подошвы, а наличие головки, с которой ассоциируется само понятие "башмак"». Характерная для всех хантов и манси обувь состоит из подошвы, головки и широкого голенища, верх которого срезан прямо [Василевич, Г.М. С.6]. По Лукиной: «Для башмаковидной обуви – характерно наличие головки, пришитой к подошве. Выделяются два подтипа: 1 – с низкой головкой, по щиколотку; 2 – с высокой головкой, до середины голени. Башмаковидная обувь служила круглогодично, материал ее определялся сезоном. (Лукина, Н.В. Формирование материальной культуры хантов. – Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1985. – С. 53.)
Далее Лукина Н.В. приводит следующие сведения: «у второго варианта башмаковидной обуви с низкой головкой имеется длинное голенище (тогда как первый вариант без голенища). Именно такая обувь наиболее типична для сургутских хантов. Следующий вариант обуви с низкой головкой отличается от вышеописанной вставки между голенищем и головкой в виде полосы ровдуги или ткани. Такая обувь особенно популярна на Югане, где ее носят круглогодично; прежде она встречалась в низовьях Агана (как летняя) н на Салыме, а в других районах Сургутского края отмечена лишь эпизодически. В летних экземплярах ворс подошвы обращен внутрь, в зимних – наружу, а в межсезонной обуви – внутрь или наружу. Подошва выполнена из шкуры с подстриженным ворсом, обращенным внутрь или наружу; головка – из шкуры оленя или лося ворсом внутрь, ее наружная часть окрашена отваром лиственничном коры. Если шили праздничную обувь, то головку оставляли не окрашенной и на нее наносили узор растительной краской, затем обшивали его сухожильной ниткой с прокладкой подшейного волоса оленя. Украшенную таким способом обувь называли сураман-нир (сурам «подшейный волос»). Длинное голенище прежде делали из тонкой белой ровдуги и нередко на него наносили узор растительной краской; особенно нарядно выглядела обувь, у которой были орнаментированы и головка, и голенище. Сейчас ровдужные голенища все чаще заменяются тканевыми, у которых внизу спереди обычно вставлен клинышек из контрастной по цвету ткани, иногда он расшит бисером. Мужчины любую обувь подвязывали под коленом; также поступали и женщины, делая исключение лишь для поршневидной. Женщины пользовались случайными подвязками – веревочками или полосками ткани, а у мужчин это были специальные изделия – плетеные с кистями, из ремней с пряжками и др. Наиболее принято было завязывать их спереди и лишь на Тромъегане – сбоку; иногда подвязки пришивали к обуви. (Лукина, Н.В. Формирование материальной культуры хантов. – Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1985. – С. 55,56).
Составитель описания:
Колотилова О.С., хранитель музейных предметов